Китайцы отдельно

Китайская Xiaomi расширяет сеть фирменных магазинов. Производитель также планирует открыть фирменные отделы в сетях крупнейших ритейлеров
Xiaomi – второй по стоимости стартап в мире после Uber/ Ng Han Guan / AP

За I квартал 2017 г. количество смартфонов Xiaomi в сети «Вымпелкома» выросло примерно на 13%, говорит его представитель Анна Айбашева. На конец I квартала 2017 г. в сети «Мегафона» было около 600 000 смартфонов Xiaomi, что почти в 10 раз больше, чем в прошлом году, говорит его представитель Юлия Дорохина. Их количество быстро растет – за последние три месяца зарегистрированных в сети «Мегафона» смартфонов этой марки стало на 20% больше, отмечает она.

В 2017 г. китайская Xiaomi планирует открыть в крупнейших городах России свои авторизированные магазины. К концу 2017 г. по планам производителя их будет 20, рассказал «Ведомостям» старший вице-президент Xiaomi Ван Сян. Открывать их будет компания Smart Orange, подразделение RDC Group – долгосрочного стратегического партнера Xiaomi в России. Китайская компания будет контролировать качество их работы и ассортимент, подчеркнул он. По его словам, таких магазинов сейчас четыре: два в Москве, по одному в Петербурге и Владивостоке. Первый фирменный магазин Xiaomi открылся в Москве осенью 2016 г.

По словам Ван Сяна, Xiaomi также ведет переговоры с российскими розничными сетями о создании в их торговых точках shop-in-shop («магазина в магазине»). С какими сетями идет обсуждение, а также размер планируемых инвестиций в российские розничные проекты он не сказал. Вопрос о создании «магазина в магазине» действительно обсуждался с Xiaomi, но конкретные условия не оговаривались, утверждает источник, близкий к одному из ритейлеров. Человек, близкий к RDC Group, оценивает бюджет открытия каждого магазина в 4–5 млн руб. в зависимости от формата (магазин в торговом центре или на улице). По его словам, RDC Group ведет переговоры об открытии shop-in-shop с крупными российскими продавцами электроники и такие зоны уже начали появляться. Планируется, что к концу 2017 г. их станет значительно больше, сообщает он.

Представители МТС и «Евросети» говорят, что компании не обсуждали с Xiaomi открытие в салонах ее отделов. Появление таких «магазинов в магазине» будет способствовать некоторой популярности бренда, но при условии, что средняя цена смартфонов не вырастет, передал «Ведомостям» директор департамента закупок «Евросети» Алексей Широков. Представители других ритейлеров, опрошенные «Ведомостями», отказались от комментариев или не ответили на вопросы «Ведомостей». На вопросы не ответили и представители Smart Orange.

Практически у всех крупных производителей техники в «М.видео» есть выделенные зоны, говорит ее представитель Валерия Андреева. В зависимости от категории техники продажи в них могут быть до 30% выше относительно аналогичного ассортимента со стандартной выкладкой, рассказывает она.

До недавнего времени Xiaomi продавала свои смартфоны исключительно через интернет. Такая стратегия позволила ей стать одним из крупнейших поставщиков смартфонов на мировой рынок: по данным Gartner, во II квартале 2016 г. Xiaomi была пятым вендором в мире по числу отгруженных смартфонов с долей рынка 4,5% (в III квартале она уступила 5-е место BBK). В 2016 г. Xiaomi начала открывать магазины в Китае под брендом Mi Home: к концу года их было 77, сейчас – уже 200, а в перспективе производитель планирует открыть 1000 таких торговых точек, рассказывает Ван Сян.

В российской рознице смартфоны Xiaomi появились только в июне 2016 г. – в магазинах сетей «Связной» и «Евросеть». В августе 2016 г. доля Xiaomi на российском рынке телефонов в штуках составляла 0,4%, рассказывал ранее представитель МТС Дмитрий Солодовников. А уже в октябре, по данным компании – партнера нескольких производителей, она выросла до 1,1%. В феврале 2017 г. Xiaomi занимала 2,7% российского рынка смартфонов.

Xiaomi уверенно выглядит на российском рынке смартфонов –  за I квартал 2017 г. было продано почти столько же смартфонов Xiaomi, что и за весь 2016 год с момента их выхода, отмечает Андреева. В «М.видео», по ее словам, доля Xiaomi выше, чем в среднем по рынку, – в марте 2017 г. она достигла рекордных 6–7%.

Ван Сян рассчитывает, что в ближайший год Xiaomi войдет в первую пятерку производителей по количеству проданных в России смартфонов (см. график).

По словам ведущего аналитика Mobile Research Group Эльдара Муртазина, открытие Xiaomi торговых точек, в том числе формата «магазин в магазине», позитивно повлияет на ее бизнес в России: чем шире представлен бренд в рознице, тем больше продажи, уверен он.

Доля Xiaomi на российском рынке невелика и бренд мало известен российским пользователям, а покупатели реагируют именно на бренд, замечает сотрудник одного из ритейлеров.

Xiaomi – второй по стоимости стартап в мире после Uber. По данным The Wall Street Journal, в декабре 2014 г. в последнем раунде финансирования она была оценена в $46 млрд. С 2012 г. одним из инвесторов Xiaomi является фонд DST Юрия Мильнера. Он был лид-инвестором в трех раундах финансирования более чем на $0,5 млрд, из них подавляющая часть – от DST, говорил человек, близкий к одному из инвесторов в Xiaomi. По его словам, DST в общей сложности вложил в Xiaomi больше любого другого инвестора.