Расплата за турбины

Европа ввела санкции против российских компаний и чиновников, участвовавших в поставке турбин Siemens в Крым. Российское Минэнерго считает решение незаконным
Представитель Siemens отказался комментировать решения третьих сторон, отметив, что компания соблюдает все экспортные правила/ М. Стулов/ Ведомости

Совет Евросоюза в пятницу включил в санкционный список трех человек и три компании – все они, по его мнению, причастны к поставкам произведенных Siemens турбин в Крым. Евросоюз не признает аннексию Крыма Россией и поэтому запретил поставки ключевого оборудования для инфраструктурных проектов в Крым и Севастополь, объясняется в заявлении ЕС.

Газовые турбины входят в список такого оборудования, они являются ключевым элементом в строительстве новых электростанций, указано в заявлении. А работы по обеспечению энергонезависимости Крыма и Севастополя поддерживают разделение этих регионов с Украиной, подрывают территориальную целостность и суверенитет страны, подчеркивает Совет ЕС.

Под санкции попали: замминистра энергетики Андрей Черезов, директор департамента оперативного управления и контроля в электроэнергетике Минэнерго Евгений Грабчак, гендиректор ВО «Технопромэкспорт» Сергей Топор-Гилка. Они признаны ответственными за поставки газовых турбин в Крым. Турбины были проданы Siemens для использования на территории России, отмечается в решении ЕС: трансфер турбин в Крым был нарушением условий контракта. Компании, попавшие под санкции, были сторонами соглашений: это компания – покупатель турбин и ответственная за транспортировку (ОАО «Технопромэкспорт»), владелец турбин (ООО «Технопромэкспорт») и компания, специализирующаяся на системах управления и контроля в электростанциях (ЗАО «Интеравтоматика», СП «Технопромэкспорта» и Siemens).

Минэнерго назвало решение Совета Европы политическим. Ведомство считает это вмешательством в спор двух хозяйствующих субъектов и прямым нарушением правовых норм. Сложно представить, что Siemens стал «заложником ситуации», говорит представитель Минэнерго. «Мы ждем дополнительных разъяснений со стороны Евросоюза. Минэнерго намерено и в дальнейшем обеспечивать энергобезопасность потребителей», – говорится в заявлении министерства: политические амбиции не должны быть препятствием для выполнения правительствами стран обязательств перед гражданами.

Представитель Siemens отказался комментировать решения третьих сторон, отметив, что компания соблюдает все экспортные правила. Представитель «Технопромэкспорта» от комментариев отказался.

О том, что купленные «Технопромэкспортом» у Siemens четыре газовые турбины были поставлены в Крым, стало известно в июле. «Технопромэкспорт» покупал турбины для электростанций в Тамани. В середине июля Siemens подтвердил, что произведенные им турбины были поставлены в Крым. Компания объявила о приостановке поставок энергооборудования для российских энергокомпаний с госучастием, а также выходе из «Интеравтоматики» (у Siemens в ней 46%).

Поставленные в Крым турбины Siemens были модернизированы с помощью российских технологий, заявил представитель «Технопромэкспорта». В Симферополе и Севастополе компания строит две электростанции общей мощностью 940 МВт.

Сейчас в санкционный список включены 153 человека и 40 компаний. Меры были введены в 2014 г. Попадание в список подразумевает заморозку активов и запрет на въезд в Евросоюз, говорится в сообщении ЕС. Помимо этого европейским компаниям запрещено предоставлять финансирование в прямой или косвенной форме санкционным компаниями, добавляет юрист BGP Litigation Денис Дурашкин.

«Технопромэкспорт» ведет несколько проектов в странах Азии (Индия, Иран) и Африки (Египет, Алжир). В 2015 г. компания завершила строительство ТЭС Sisak-3 в Хорватии. Проекты «Технопромэкспорта» могут пострадать от санкций, если их партнеры и контрагенты имеют экономические интересы в Европе, говорит Дурашкин. Но формально санкции Евросоюза не распространяются на неевропейские компании и активы, хотя и предусматривают меры, направленные на соблюдение санкционного режима в третьих странах, отмечает он. Санкции будут иметь несущественное значение, соглашается партнер адвокатского бюро А2 Михаил Кюрджев: под них могут попасть только проекты в странах, поддерживающих санкции ЕС.