Автомобили не едут в сеть

Попов называет основной сложностью при развитии онлайн-продаж автомобилей затраты на эквайринг./ Евгений Егоров/ Ведомости

За семь месяцев 2017 г. сервис Carmart продал 115 машин, 80 из них – с пробегом, сообщил его гендиректор Вадим Арустамян. Carmart работает с ноября 2016 г., это единственный в Петербурге сервис продажи автомобилей через интернет. В проект, в том числе создание сайта, был вложен $1 млн, компания рассчитывала продавать до 50 автомобилей в месяц. Carmart – проект автохолдинга «Максимум». В июле на сайте Carmart было доступно 536 новых машин (Hyundai, Ford, Mitsubishi, Honda, Suzuki, УАЗ, SsangYong и Lifan, которые продает холдинг) и 465 подержанных. В Петербурге больше никто не продает машины через интернет.

«К концу года планируем достичь показателя в 50 машин в месяц, приходится в режиме реального времени корректировать проект: сделали выездной trade in, подключили новые банки, госпрограммы, научились ставить автомобили на учет», – говорит Арустамян. По его словам, продать подержанную машину легче: каждая из них уникальна; клиент, который выбрал определенную модель и комплектацию, пытается ее купить быстрее, чтобы не ушла, а в покупке новых машин присутствует размеренность. Эквайринг проекта обеспечивают Сбербанк и АО «АБ «Россия», процент их комиссионных Арустамян не называет.

Московский автодилер «Фаворит моторс» с начала года продал через интернет около 1000 автомобилей, половина – новые, сообщил президент компании Владимир Попов. «Если до конца года продадим еще 1000, я буду доволен», – добавил он. Большинство проданных машин – массового сегмента. По словам Попова, всего холдинг продает около 3000 автомобилей в месяц. Дилер подключил онлайн-сервис в ноябре 2016 г.

Первые полгода все клиенты Carmart приходили в дилерские центры, чтобы посмотреть машину после того, как забронировали ее на сайте, а уже после этого совершали покупку в сети, рассказывает Арустамян. По его словам, задача проекта – полностью исключить визиты в дилерские центры. В июле 25% клиентов сервиса не приходили на просмотр.

Лишь 38 машин из 1000 были проданы с доставкой, все остальные покупатели забирали сами, говорит Попов.

Попов называет основной сложностью при развитии онлайн-продаж автомобилей затраты на эквайринг. Процент комиссионных банка он не называет, уточняя, что это «нестандартные, специальные условия».

Эквайринг в России съедает больший процент от маржи, делая этот бизнес невыгодным, отмечает административный директор «Аксель групп» Андрей Кузьмин. По его словам, когда он снизится, все дилеры уйдут в сеть.

Высокий процент эквайринга сильно охлаждает наш пыл переводить оплату в онлайн, подтверждает Михаил Астратов, руководитель отдела цифрового маркетинга группы Wagner в Петербурге. Эквайринг сейчас плохо вписывается и в традиционные продажи автомобилей: уровень комиссий банков – участников платежных систем на порядок выше текущего технологического уровня организации этих систем, говорит гендиректор ГК «Терра-авто» Владислав Рыдаев.

Покупка автомобиля – событие, эмоционально и материально очень значимое для клиента, его хочется прочувствовать, объясняет низкую популярность онлайн-продаж Максим Вирченко, директор «Рольф Октябрьская».