«Мы всё больше будем натыкаться на разные ограничения»
Во время Международного финансового конгресса председатель ЦБ и бывший министр экономического развития Эльвира Набиуллина «взяла интервью» у нынешнего министра Максима Орешкина.
– Окончилась адаптация к внешним шокам. У нас низкая инфляция, устойчивый платежный баланс и бюджет. Серьезно сократилась кредитная нагрузка, в первую очередь на население, что закладывает хорошую основу для роста кредитных портфелей. Отсутствуют значимые структурные дисбалансы, и начавшийся экономический рост может стать устойчивым. Экономика переходит в низкоинфляционный режим – это очень большое изменение.
Но постепенно восстановительный рост будет себя исчерпывать, и мы всё больше будем натыкаться на разные ограничения. Два ключевых – нехватка квалифицированных кадров и инфраструктурные.
Еще один момент: все говорят, что инфляция выросла до 4,4% (все данные на момент выступления. – «Ведомости»), на эту цифру делается акцент и в материалах Банка России, и в публичном обсуждении. Но базовая инфляция упала до 3,5–3,8%. А это и есть базовый тренд.
– Их стабильность уже очень хорошо прослеживается. Ориентир для индексации – целевая инфляция ЦБ – 4%. Мы думаем подготовить основные направления тарифной политики, четко прописав, как будут развиваться тарифы основных секторов. Очень позитивный момент – принятие в первом чтении законопроекта об обязательном аудите естественных монополий.
– Действительно, есть два заблуждения. Первое – наши нефтяные компании считают, что они долларовые компании. Но даже для них большой валютный долг обернулся очень большим стрессом, когда нефтяные цены упали.
Второе заблуждение – мнение, что валютный долг дешевле рублевого. Но рублевые займы, даже по более высокой ставке, зачастую дешевле валютных. Те, кто не брал на себя валютные риски, оказались в более комфортной ситуации. Низкая инфляция означает, что номинальные рублевые ставки снижаются, а долларовые – повышаются. Риски создают и санкции. Я считаю, что крупнейшие российские компании будут все больше переходить к рублевому финансированию.
– Нужно повышать финансовую грамотность, создавать стандарты управления валютными рисками. Государство может проводить такую политику в отношении госкомпаний, чтобы на их балансе не накапливались валютные риски.
Нефинансовые компании должны повышать производственную эффективность, искать новые рынки сбыта, а не пытаться увеличить доходность, принимая валютные риски. Мы видим, к каким негативным последствиям приводит желание урвать чуть-чуть побольше доходности за счет рисков.
– Живы, но это идеи не подменить собой финансовый рынок, а сделать более прозрачным механизм управления валютными рисками. Чтобы менеджер мог объяснить акционеру, почему он принял такое решение.
– Низкая инфляция – очень положительное явление, но для некоторых бизнес-моделей она, конечно, несет серьезную угрозу: уже не спрятать высокие операционные издержки, заложив их в процентную ставку. Низкоинфляционная экономика не терпит низкого контроля за издержками. В первую очередь это касается посредников. А банки – типичный финансовый посредник. Банки, которые не могут контролировать издержки, не станут использовать современные информационные системы, будут уходить с рынка.
Главные тренды в российской банковской системе на ближайшие годы – это снижение издержек, цифровизация процессов, отказ от розничной сети, рост непроцентных доходов за счет развития банков как сервисной платформы для клиента. В перспективе 5–10 лет банки должны, я думаю, полностью забрать из нефинансового сектора функцию бэк-офиса, вести за компании бухгалтерию, налоговую отчетность. Они могут серьезно сократить транзакционные издержки.
В банки стекается большой объем информации. Анализируя эти большие данные, банки могут не только серьезно сократить кредитный риск, но также создавать новые продукты и продавать их.
– Сейчас почти все ключевые инфраструктурные объекты строятся практически полностью за государственный счет. Государство несет все риски, и даже тот ресурс, который у него есть, в целом используется неэффективно. В последнее время государство не создавало стимулов, например, для губернаторов искать возможности привлекать частный ресурс. Все, чем занимаются сейчас все уровни власти, – ходят в Минфин и выпрашивают деньги на проект.
Поэтому главная задача – создавать условия для привлечения частного капитала, чтобы росло количество рентабельных проектов, которые можно финансировать на рыночных условиях. Нужно создавать условия для снижения издержек, правильной оценки рисков, внедрения эффективных бизнес-моделей. Сейчас очень мало проектов проработаны настолько, чтобы можно было получить финансирование в банке. Мы надеемся, что ВЭБ в союзе с другими банками поможет в этом.
Большая проблема – дефицит акционерного капитала. С одной стороны, это вопрос защиты прав собственности, с другой – развития рынка.
Что может сделать государство? Самое важное – это, конечно, создавать стабильную и предсказуемую макроэкономическую, а также микроэкономическую среду, например предсказуемых тарифов, налоговых и неналоговых платежей. Нужно упрощать доступ на рынки других стран, развивать институт распределения рисков, для которого очень важен законопроект о синдицированном кредитовании. И, конечно, для запуска проекта может потребоваться точечная поддержка государства – этим оно займется через фабрику проектного финансирования.