Спутники МТС взяли бронзу

Более 350 000 абонентов спутникового ТВ – большой успех, считает аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова/ Максим Стулов / Ведомости

В III квартале 2017 г. МТС обслуживала чуть более 3,16 млн абонентов платного ТВ – компания заняла 3-е место по их количеству после «Триколор ТВ» и «Ростелекома» (12,24 млн и 9,66 млн подписчиков). Это следует из отчета «ТМТ консалтинга». Кварталом ранее он отводил МТС 5-е место (чуть более 2,78 млн подписчиков). Увеличение абонентской базы почти на 14% за квартал «ТМТ консалтинг» объясняет тем, что в III квартале он начал учитывать подписчиков спутникового ТВ МТС – а их к началу октября 2017 г. стало 357 000. С учетом этих абонентов МТС по количеству телезрителей обгоняет «Эр-телеком холдинг» и спутникового оператора «Орион» (сместились на 4-е и 5-е места). МТС начала активно продавать услуги спутникового ТВ в середине 2015 г., но количество пользователей никогда не раскрывала. Представитель МТС Дмитрий Солодовников в целом согласен с подсчетами аналитиков.

По данным «ТМТ консалтинга», в России на конец III квартала 2017 г. насчитывалось 42,4 млн абонентов платного ТВ – за квартал их база выросла на 0,7%, за год – на 3,4%.

Солидную абонентскую базу позволили набрать хороший пакет каналов, интерактивные сервисы, активное продвижение в рознице МТС (более 5000 салонов связи), а также привлечение десятков независимых дилеров, отмечает Солодовников. Выручку от обслуживания спутниковых абонентов, а также их средний ежемесячный счет (ARPU) он не назвал. Ежемесячная плата за базовый пакет телеуслуг МТС – 100–140 руб. в зависимости от срока оплаты. Показатель ARPU выше за счет дополнительных услуг: видео по запросу, дополнительные каналы, доступ к библиотекам контента сторонних агрегаторов, рассказывает Солодовников.

В Москве свой лидер

В Москве живет 13% абонентов платного ТВ – 5,77 млн человек по состоянию на конец III квартала 2017 г., посчитал «ТМТ консалтинг». Безоговорочный лидер в столице – «Ростелеком» с долей рынка в 57%. За ним следуют «Акадо» (17%) и «дочка» МТС – МГТС (9%). По оценке «ТМТ консалтинга», абонентская база МГТС по сравнению со II кварталом 2017 г. выросла на 9,3% – это самые высокие темпы роста в столице. Доля оператора в общем числе московских подписчиков платного ТВ выросла на 2 п. п. и составила 10%, «Ростелеком» и «Акадо» потеряли по 1 п. п., говорится в отчете.

Более 350 000 абонентов спутникового ТВ – большой успех, считает аналитик «ТМТ консалтинга» Елена Крылова: МТС вывела продукт с нуля и конкурирует с такими известными брендами спутникового ТВ, как «Триколор ТВ» и «Орион». По мнению Крыловой, впечатляющих продаж МТС помогла добиться обширная сеть салонов связи, а также предложения для сотовых абонентов.

350 000 подписчиков – очень большая абонентская база: эти подключения сильно упрочат позиции МТС на рынке платного ТВ, считает гендиректор «Искрателекома» Алхас Мирзабеков. Спутниковому ТВ в России есть куда расти – развитие возможно за счет небольших городов и сел, где очень мало, а то и вовсе нет проводных операторов связи, рассуждает он. База спутниковых абонентов очень прочная: пользователи, заплатившие довольно высокую цену за подключение спутникового ТВ, меняют операторов гораздо реже, чем абоненты кабельного и интернет-телевидения, говорит Мирзабеков.

Существенной угрозы текущему приросту новых подключений от активности кого-либо из конкурентов «Орион» не ощущает, передал «Ведомостям» его гендиректор Кирилл Махновский: прирост абонентской базы «Ориона» за девять месяцев 2017 г. – около 3% при росте рынка платного ТВ в 1,5%. Заметных изменений позиций крупнейших участников рынка в ближайшие годы ожидать не приходится – основные усилия будут сосредоточены на развитии существующей абонентской базы и новых направлений бизнеса, прогнозирует Махновский.