МТС отпустила абонентов

Отказ от безлимитных тарифов позволил операторам заработать на растущем потреблении
мобильного интернета
/ PhotoXpress

Выручка МТС от мобильных услуг в России выросла в III квартале на 4,4% год к году до 79,2 млрд руб., отчитался оператор. А абонентская база МТС в России в III квартале составила 78,5 млн контрактов, что меньше прошлогоднего показателя на 0,7%, или на 500 000 контрактов.

Год к году абонентская база МТС сократилась впервые с 2013 г., подсчитали «Ведомости», исходя из отчетности оператора. Падение абонентской базы и одновременный рост мобильной выручки МТС аналитик «Открытие брокера» Тимур Нигматуллин объясняет повышением цен на услуги связи по принципу «больше услуг по большей цене» – стратегия, которой теперь придерживаются все операторы, отмечает аналитик.

Это не первый случай в отрасли, когда оператор заканчивает квартал снижением числа абонентов, но, как правило, это обстоятельство сопровождается снижением выручки.

МТС хочет уменьшать количество подключений новых абонентов, поскольку это положительно влияет на бизнес, объясняет представитель МТС Дмитрий Солодовников. Снижение абонентской базы он называет результатом целенаправленных усилий компании по оздоровлению своей базы, которое заключается в уменьшении числа новых подключений и увеличении лояльности существующих абонентов. А сами абоненты стали покупать более дорогие тарифы и готовы платить больше за большее количество услуг, объяснил вице-президент по маркетингу Вячеслав Николаев. Несмотря на то что абонентов становится меньше, они подключаются на тарифы с большим наполнением и поэтому растет ARPU (средний ежемесячный чек), пояснил Николаев. Но сам показатель ARPU оператор не раскрывает.

Было бы хорошо, если бы абонентская база начала снижаться у всех операторов – это означало бы, что она не размывается между операторами, считает президент МТС Андрей Дубовсков.

В III квартале 2017 г. абонентская база «Вымпелкома» год к году приросла на 0,7% при росте выручки на 4,2% до 59,2 млрд руб. Но рынок постепенно уходит от модели «стиральной машины» с миллионами «одноразовых» сим-карт и следующий год будет еще более показательным в этом отношении, согласна с Дубовсковым представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Вымпелком» решил сосредоточиться не на привлечении новых абонентов, которых «просто физически неоткуда взять», а будет обслуживать и удерживать уже имеющихся и продавать им дополнительные услуги, говорилось в аналитическом отчете исполнительного вице-президента по корпоративной стратегии и развитию бизнеса «Вымпелкома» Александра Поповского.

«Мегафон» раскроет результаты III квартала 1 декабря. Оператор фокусируется на качестве абонентской базы и называет ее снижение закономерным итогом отказа от «продаж любой ценой», объясняет директор «Мегафона» по связям с общественностью Александр Борейко. Однако нужно убедиться, что база сокращается из-за уменьшения числа нулевых сим-карт (карты, которые раздаются абонентам, но впоследствии не используются), а не за счет качественных абонентов, отмечает он.

А вот у «Т2 РТК холдинга» (бренд Tele2) по итогам III квартала 2017 г. число абонентов превысило 40,3 млн, но динамику год к году оператор не раскрывает. Оператор сосредоточен на наборе новых клиентов – как за счет новых подключений активных пользователей интернета, так и перетока абонентов других операторов, говорит представитель Tele2.

Чтобы привлечь нового абонента, операторы тратят деньги на комиссии ритейлерам и рекламу, но основные деньги они зарабатывают на 60–70% своих контрактов, отмечает аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Логично, что операторы хотят монетизировать существующую абонентскую базу, а не гнаться за вторыми или третьими сим-картами, хотя этому мешает обостренная конкуренция на рынке, рассуждает он. Колебания абонентской базы в пределах 1–2% Белов считает несущественными для операторов и причина тому – крайне высокий уровень проникновения мобильной связи.

Показатели МТС по выручке и рентабельности аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин считает весьма позитивными: по его мнению, оператор восстанавливается после стагнации. К началу лета МТС, «Мегафон» и «Вымпелком» провели индексацию своих тарифов на мобильные услуги – они повысили цены на пакетные тарифы и отказались от безлимитных тарифных планов, напоминает аналитик. А отказавшись от безлимитов, операторы смогли начать зарабатывать на растущем потреблении мобильного интернета, объясняет Либин.

Исправленная версия. Уточнен комментарий представителя МТС