Россияне сдадут биткойны

Минфин планирует запретить физлицам покупать и продавать криптовалюту на бирже/ Pixaby

Минфин планирует запретить физлицам покупать и продавать криптовалюту на бирже, но при этом не возражает против ICO (initial coin offering – первичное размещение криптовалюты), сообщил вчера в интервью телеканалу «Россия 24» замминистра финансов Алексей Моисеев.

Моисеев рассказал, что Минфин и Центробанк активно обсуждали возможное разрешение торговли криптовалютами: первый поддерживал эту идею, второй выступал против. Минфин предлагал разрешить операции купли-продажи на лицензированных площадках и допустить к ним квалифицированных инвесторов, но в итоге принял сторону ЦБ. Это означает, что люди не смогут «покупать и продавать биткойны в качестве инвестиций» в свои портфели, сообщил Моисеев.

Но сделок ICO запрет не коснется и появятся правила регулирования этого инвестиционного инструмента, сказал он. В октябре президент России Владимир Путин обсуждал регулирование криптовалют с министром финансов Антоном Силуановым, своим помощником Андреем Белоусовым, председателем ЦБ Эльвирой Набиуллиной. Спустя две недели Кремль опубликовал поручения президента, одно из которых касалось как раз ICO: чиновникам предстоит к 1 июля 2018 г. описать его в законодательстве, взяв за основу практику IPO (initial public offering – первичное размещение ценных бумаг).

Сейчас россияне, как и граждане других стран, могут купить или продать криптовалюту через биржи или обменные пункты, рассказывает зампредседателя совета директоров площадки взаимного кредитования «Город денег» Юлиан Лазовский, владеющий криптовалютой. Комиссия за торговлю на биржах в зависимости от величины транзакций составляет 0,1–0,5%. Комиссия за вывод средств колеблется от 0,1% при прямой торговле на бирже до 5%, если необходимо прибегнуть к помощи посредников для быстрого получения наличных, рассказывает сооснователь инвестиционной компании Exante Анатолий Князев.

Запретить покупку и продажу криптовалюты на бирже можно путем блокировки сайтов криптобирж на территории России, допускает исполнительный директор юридической фирмы Heads Consulting Никита Куликов. При этом с помощью VPN-сервисов к этим ресурсам теоретически можно будет получить доступ, как показывает практика, добавляет он. Другой сценарий – разрешить торговать на криптобирже лишь через специализированных брокеров, деятельность которых должна быть лицензирована, продолжает Куликов. Но все равно останется возможность регистрации на зарубежных площадках, уверен он.

Запретить криптовалюты довольно сложно, согласен Лазовский. По его мнению, люди способны обходить блокировки для посещения сайтов с запрещенным контентом, а уж ради заработка они преодолеют любые препятствия. Серьезной преградой может стать лишь уголовная ответственность за обмен криптовалюты – но и это вряд ли остановит желающих, которые перейдут в иностранные юрисдикции и прибегнут к помощи зарубежных банков, допускает Лазовский.

Одну крупную площадку Россия уже заблокировала – сайт биржи Bitstamp внесен в реестр запрещенных ресурсов в ноябре 2015 г. на основании решения Приморского районного суда Санкт-Петербурга.

Нелогичным выглядит и намерение сохранить возможность проведения ICO, добавляет Куликов. ICO предполагает вложение криптовалюты, а значит, человеку так или иначе нужно обменять на нее обычную валюту, рассуждает Куликов. Если же это сделать будет негде, то участие в ICO тоже будет ограничено, делает вывод он.

Еще в октябре 2014 г. Минфин предлагал ввести административную ответственность за использование денежных суррогатов. Ее действие могло распространиться в том числе на виртуальные валюты, такие как биткойн.

Но Минфин уже разъяснял, как платить налоги с криптовалют. Особого порядка взимания НДФЛ с доходов от продажи биткойнов нет, а значит, действуют общие правила уплаты налогов с продажи имущества. Рассчитать и заплатить налог должны сами люди.

Есть риск, что данные об операциях с криптовалютами через зарубежные счета и на иностранных биржах могут попасть к российским налоговикам через автоматический обмен налоговой информацией, рассказывал «Ведомостям» партнер PwC Максим Кандыба.

Представитель Минфина отказался от комментариев. Представители ЦБ не ответили на запрос «Ведомостей».