Упущенная налоговая выгода

Забрав у Сахалина часть его налоговых доходов, федеральный центр компенсирует ему часть потерь. Это очередной пример роста зависимости регионов
Деньги будут перераспределены в пользу бедных регионов/ Анатолий Струнин / ИТАР-ТАС

Федеральный бюджет решил вернуть Сахалинской области половину изъятых у нее доходов. В 2018 г. компенсация составит 16,9 млрд руб. – такие поправки появились в проекте закона о бюджете, одобренном в пятницу во втором чтении.

Бюджетный план на 2018–2020 гг. предусматривает увеличение втрое – с 25 до 75% – федеральной доли в налоге на прибыль, поступающем по соглашению о разделе продукции «Сахалина-2». Это лишит регион в следующие три года 33,7 млрд, 17,8 млрд и 16,9 млрд руб. соответственно, говорится в пояснительной записке. Деньги должны быть потрачены на помощь другим дальневосточным регионам.

Из-за этого Сахалин лишится трети собственных доходов, которые снизятся в 2018 г. примерно до 70 млрд руб. исходя из проекта областного бюджета. С 2015 г. они упадут почти втрое. При этом еще в 2016 г. бюджет региона стал дефицитным. Прогноз собственных доходов на 2017 г. – 98 млрд руб. (на 1 ноября собрано уже 108,7 млрд). С урезанным бюджетом Сахалину не по силам был бы даже неотменяемый минимум трат – ЖКХ, соцгарантии и госуправление, предупреждала ранее Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики.

Откуда деньги

«Сахалин-2» – проект производства сжиженного природного газа. Его оператор Sakhalin Energy Investment Company принадлежит «Газпрому», Shell, Mitsui и Mitsubishi.

Федеральный центр не первый раз изымает доходы у регионов – до 2020 г. он будет забирать у них часть налога на прибыль (его доля увеличивается с 2 до 3 п. п. из 20%). Деньги будут перераспределены в пользу бедных регионов. В 2017 г. из-за индексации НДПИ, который уменьшает базу налога на прибыль, и нового распределения акцизов на нефтепродукты регионы потеряли больше 90 млрд руб. Потери были компенсированы, но за счет бизнеса, которому ограничили возможность уменьшать прибыль на убытки.

Главная проблема – отсутствие единой региональной политики, замечает директор Fitch Ratings Владимир Редькин, в том числе из-за отсутствия понимания, сколько денег будет у регионов. В этом году федеральный центр подходит уже более осторожно к региональным бюджетам, но проблемы еще есть, заключает он.