Россия переходит в четвертое поколение

Рынок восстанавливается во многом благодаря Apple, продукция которой традиционно дороже, чем ее аналоги у конкурентов/ Евгений Разумный / Ведомости

Россияне привыкли к смартфонам с поддержкой мобильного интернета четвертого поколения (4G, LTE). В IV квартале 2017 г. более 80% проданных в России смартфонов поддерживали связь четвертого поколения, тогда как в I квартале 2016 г. на них приходилось менее половины проданных в России аппаратов, говорится в отчете аналитической компании IDC. У «М.видео» схожие наблюдения: спрос на смартфоны с поддержкой LTE за последние четыре года вырос в 5 раз и по итогам 2017 г. их доля в общих продажах составила 75% в штуках, подтверждает представитель «М.видео», хотя еще в 2014 г. на такие гаджеты приходилось лишь около15% продаж.

Продажи смартфонов упали в 2014 г. вслед за падением рубля. В России стали покупать более дешевые смартфоны, доля продаж которых в итоге удвоилась. И лишь в конце 2014 г. россияне активно скупали премиальные модели телефонов, пытаясь спасти свои сбережения до повышения розничных цен.

По итогам прошлого года рынок смартфонов вернул позиции и в долларах (IDC измеряет рынок именно в этой валюте) достиг докризисного уровня – он составил $6,4 млрд в 2017 г. против $6,3 млрд в 2014 г. Причиной тому стал спрос на дорогие телефоны с поддержкой LTE, пишет IDC. Причем рынок восстанавливается во многом благодаря Apple, продукция которой традиционно дороже, чем ее аналоги у конкурентов. Хорошо продавались новые модели – как iPhone 8 и 8 Plus, выпущенные в конце сентября, так и появившаяся в ноябре премиальная модель iPhone X, пишет IDC. Октябрь – декабрь 2017 г. был лучшим кварталом для Apple на российском рынке – он превзошел даже IV квартал 2014 г., отмечает аналитик IDC Наталья Виноградова.

В прошлом году Apple заработала в России $2,6 млрд, Samsung – $1,5 млрд, подсчитала IDC. Причем Samsung продал в 1,5 раза больше смартфонов, чем Apple: по числу проданных гаджетов корейская компания заняла первое место в России. На втором и третьем местах – китайские Xiaomi и Huawei, следует из сообщения IDC.

IDC отмечает бум передачи данных. К концу 2017 г. мобильный интернет четвертого поколения впервые приблизился по трафику к сетям третьего поколения (3G). Более 50% мобильного трафика абонентов «Мегафона» генерируется в сетях 4G, утверждал его представитель. К 50% приближается доля LTE-трафика и на сети «Вымпелкома», говорила его представитель Анна Айбашева. Она тоже отмечает спрос на LTE-устройства: в 2017 г. количество проданных устройств с поддержкой LTE выросло на 12%. Рост популярности LTE-устройств связан с потребностью абонентов в быстром интернете, а также со снижением цены на базовые устройства с LTE, объясняет представитель «Мегафона».

МТС также отмечала спрос на дорогие смартфоны. Продажи кнопочных телефонов, не оснащенных 4G-модулем, в рознице МТС по итогам 2017 г. упали на 21% в денежном выражении. Оператор прогнозирует падение продаж простых мобильных устройств в 2018 г. и дальнейший рост мобильного трафика – в 2017 г. потребление мобильного интернета в сети МТС увеличилось в три с половиной раза. Оператор обратил внимание на интересное обстоятельство: в 2017 г. покупатели смартфонов в салонах МТС в 16 раз чаще, чем в 2016 г., стали оформлять двухлетние кредиты. А общие продажи смартфонов, проданных в кредит, выросли на 40% в штуках и на 74% в рублях. Причину этого оператор видит в интересе к цифровым развлечениям – фильмам, видеосвязи в мессенджерах и онлайн-ТВ.