Не хватает ГЧП

Вадим Павлов, директор департамента реализации региональных инвестиционных программ и координации социально-экономического развития регионов Минэкономразвития РФ

У нас в 2014 г. появилось два новых субъекта, которые нужно было подтянуть до того уровня экономики, который был в среднем по Российской Федерации. При этом буквально сразу на Республику Крым были наложены всевозможные внешние ограничения: энергетическая блокада, водная блокада, инфраструктурная блокада. И усилия местных и федеральных органов власти за последние годы в значительной степени были направлены на преодоление этих негативных внешних факторов. Те цифры, которые сейчас в выступлении Натальи [Чабан] были приведены, свидетельствуют о том, что эта работа во многом удалась, те темпы роста, которые сегодня показывает экономика республики, существенным образом превышают среднероссийские показатели. Уровень инвестиций, который также здесь был приведен, – это очень впечатляющая цифра: 195 млрд руб. – для любого субъекта это очень хороший показатель.

Какими механизмами пользуется федеральный центр, для того чтобы все эти негативные факторы, которые на старте в республике были, нивелировать? Основным инструментом снятия инфраструктурных ограничений является федеральная целевая программа. Объем финансовых вложений по этой федеральной целевой программе беспрецедентен в новейшей истории России – 837 млрд руб. Ни один субъект, за исключением столицы Москвы, похвастаться точно не может. По сути, федеральная целевая программа (ФЦП) и те мероприятия, которые в ней предусмотрены, должны стать и стали инфраструктурным каркасом дальнейшего развития территории Крыма и Севастополя.

Мы считаем, что ФЦП, действие которой ограничено 2020 годом, 2020 годом не должна закончиться. У нас остается ряд мероприятий, которые не предусмотрены действующей редакцией ФЦП, но тем не менее являются жизненно важными для территории Крыма. Например, пока у нас, к сожалению, никак не решен вопрос водоснабжения северной части полуострова. Все жители Красногвардейского района, например, знают не понаслышке о проблемах, связанных с водоснабжением. Этот проект, очевидно, напрашивается, чтобы мы его включили в ФЦП. И республика должна сейчас предпринять определенные шаги, с тем чтобы этот проект туда попал.

Дальше. Портовая инфраструктура. Все мы знаем прекрасно возможности, которые раньше были по портовой инфраструктуре в Крыму. Она представлена не только грузовой инфраструктурой. Это и пассажирские перевозки. Сейчас уже, очевидно, нужно думать о перспективе развития яхтенного туризма, яхтенного спорта, который, к сожалению, пока не развивается, но географически опять-таки этот проект просто напрашивается для того, чтобы его реализовывать. И ряд других.

Чего нам бы хотелось на уровне Федерации, чтобы здесь на уровне региона и бизнеса было реализовано? Объем инвестиций, которые реализуются в рамках ФЦП, беспрецедентный – 837 млрд руб. Не присоединить сюда усилия бизнес-сообщества – это, мягко говоря, не очень правильно. При этом у нас пока, к сожалению, в рамках ФЦП реализуются по большому счету два проекта, где участвуют и государство, и бизнес. Это аэропорт, который мы все знаем, и второй аэропорт, который в Бельбеке. И ПГУ-ТЭС, которая будет построена в самое ближайшее время. Никаких других проектов по ГЧП пока, к сожалению, в рамках ФЦП не реализуется. Но те проекты, о которых я сказал, – например, портовая инфраструктура, развитие яхтенного туризма – точно должны быть реализованы при участии бизнеса.

Большая проблема, которая есть в Крыму, связана со свалками и утилизацией ТБО – это по всей стране, в принципе, не плохой себе бизнес, где участвует частный капитал при содействии государства. У нас есть государственные деньги и на порты, и на ТБО. Было бы неплохо присоединить сюда усилия частного бизнеса.

Текст подготовлен по выступлению на IV Ялтинском международном экономическом форуме, проведенном газетой «Ведомости» 19 апреля 2018 г. в Ялте. Все должности указаны на момент проведения конференции