Как выпускник Физтеха проектирует квартиры знаменитостям

Он начинал с отделки квартир в новостройках, но решил, что быть дизайнером престижнее и выгоднее
Степан Бугаев/ Андрей Гордеев / Ведомости

35-летний выпускник МФТИ Степан Бугаев никогда не боялся браться за сложные задачи, даже если никогда ранее ими не занимался. В 2006 г. однокурсник пожаловался ему, что не может найти мастеров для ремонта новой двухкомнатной квартиры. Бугаев, не раздумывая, предложил свои услуги: мол, недавно сам сделал ремонт дома, хотя на самом деле ничего в этом не понимал. Однокурсник поверил и заплатил аванс. Бугаев взялся отремонтировать квартиру площадью 54 кв. м примерно за 400 000 руб. без учета стоимости материалов.

Для начала нужно было найти мастеров. Бугаев вспоминает, как ездил по стройкам в Подмосковье и знакомился с рабочими. «Я родился в украинском Донецке, а вырос в промышленном городе Сумы, я умел общаться с рабочим классом», – утверждает он. Бугаев нанял четырех опытных строителей и предложил им хорошую ставку – около 85% общей суммы контракта. Ремонт сделали примерно за четыре месяца, однокурсник остался доволен. А Бугаев решил продолжить дело. Поначалу делал типовые ремонты квартир в новостройках, но спустя несколько лет сменил направление и занялся более прибыльным и престижным бизнесом – открыл студию интерьеров.

Сейчас его компания «Точка дизайна» ежегодно делает по 100 проектов квартир, частных домов и офисов. Средняя стоимость проекта – около 400 000 руб. для помещения в 100 кв. м. Выручка компании за первое полугодие 2018 г. составила 170 млн руб., а чистая прибыль – 3,5 млн, говорит Бугаев.

ЛЕСТНИЦА С ДАТЧИКОМ

В 2007 г. Бугаев, тогда аспирант МФТИ, в институтской курилке разговорился с сооснователем Acronis Станиславом Протасовым. Офис Acronis находился в здании института. Протасов пожаловался Бугаеву, что бригада строителей затягивает ремонт его загородного дома на Дмитровском шоссе в Подмосковье. Бугаев предложил съездить и посмотреть коттедж. Он приехал и ужаснулся: неровные стены, пол и потолок, неверно проложенная проводка. Бугаев составил отчет для Протасова, тот предложил Бугаеву заняться исправлением ошибок, заплатил аванс.

«Если бы он был не из Физтеха, скорее всего, ничего бы не получилось. Но мы ходили в одну столовую, жили в одном общежитии в Долгопрудном. Я ему доверял», – вспоминает Протасов. Бугаев нашел прораба и архитектора, собрал бригаду строителей и нашел подрядчиков для инженерных работ. Ремонт в доме Протасова длился около 1,5 года, на отделку основатель Acronis потратил $200 000, вспоминает Бугаев. Протасов рассказывает, что доволен ремонтом. Особенно ему понравилась лестница с датчиком движения, который автоматически включает подсветку ступеней. Вслед за Протасовым у Бугаева стали появляться другие клиенты – бизнесмены и чиновники. Но заказы были единичными.

ПОЙМАТЬ НОВОСЕЛА

Самые главные заказчики отделочных работ – покупатели квартир в новостройках. Однако, чтобы выйти на них, нужно было получить аккредитацию управляющей компании (УК). И Бугаев записался на встречу с управляющим УК «ПИК-комфорт» в Долгопрудном Валерием Чижевским. Центральный офис «ПИК-комфорта» затребовал финансовые и учредительные документы и после проверки аккредитовал компанию Бугаева, вспоминает Чижевский. После заключения контракта «ПИК-комфорт» стал рекомендовать фирму Бугаева жильцам, получая по 10% комиссии с каждой сделки, рассказывает Бугаев.

Бугаев пригласил в партнеры институтского друга Романа Перекопского. Предприниматели дежурили возле офиса «ПИК-комфорта» в Долгопрудном, где новоселы получали ключи от новых квартир. «Мы ловили людей на входе и выходе и предлагали услуги ремонта», – вспоминает Бугаев. Минимальная ставка составляла 3900 руб. за 1 кв. м без учета материалов. По тем временам это было чуть выше средних расценок, вспоминает Чижевский. И дело пошло – жильцы заказывали у партнеров типовые ремонты.

Бугаев взял в штат двух прорабов на зарплату по 50 000 руб. в месяц, а мастеров нанимал по договору на оказание услуг. Около 80% выручки предприниматели отдавали строителям, чтобы удержать лучших мастеров, вспоминает Бугаев. В месяц предприниматели получали минимум 200 000 руб. чистой прибыли. Под офис они сняли комнату в 15 кв. м в здании Физтеха в Долгопрудном.

Бугаев и Перекопский заключили контракты с УК в других подмосковных городах, к концу 2010 г. в штате компании работало уже шесть прорабов. Но Бугаев мечтал о дизайнерском бюро. «На переговорах «дизайнер» звучит солиднее, нежели «строитель», – улыбается Бугаев.

ИЗ СТРОИТЕЛЕЙ В ДИЗАЙНЕРЫ

В 2011 г. Бугаев через HeadHunter нашел первого опытного дизайнера и нанял в штат. Предприниматели назвали себя дизайнерским бюро и зарегистрировали новую компанию «Победа дизайна» на паритетных началах. Положение дизайнера обязывает, и компании пришлось переехать в Москву в представительский офис площадью 100 кв. м у м. «Дмитровская». На аренду уходило по 100 000 руб. в месяц.

Клиентура компании изменилась – в бюро стали обращаться не стесненные в средствах новоселы, а состоятельные москвичи, вспоминает Бугаев. Дизайн-проект стоил от 2000 руб. за 1 кв. м, включая проектную документацию, вспоминает Бугаев. На разработку дизайнер тратил по 3–4 месяца. Чтобы привлечь клиентов, предприниматели стали вкладываться в интернет-рекламу – примерно по 100 000 руб. в месяц. Но половина клиентов по-прежнему обращалась в компанию по рекомендациям от УК жилых комплексов, замечает он.

Бугаев всерьез увлекся искусством создания интерьеров, окончил курсы. Он начал посещать дизайнерские выставки в России и за рубежом. Бугаев нанял двух копирайтеров, которые писали статьи о выполненных проектах для профильных журналов. И в 2014 г. «Победа дизайна» впервые попала в рейтинги лучших дизайн-бюро России.

В 2014 г. в штате работало 60 сотрудников, из них 12 опытных дизайнеров и около восьми начинающих. Львиная доля выручки (80 млн руб. в 2014 г.) уходила на зарплаты. Но в 2015 г. стало сказываться влияние кризиса, из-за финансовых проблем пришлось уволить около 10% сотрудников. Между партнерами начались конфликты, которые закончились тем, что в 2016 г. Бугаев ушел из компании и забрал с собой половину штата – около 27 сотрудников. Летом 2016 г. он зарегистрировал компанию «Точка дизайна» и перевез сотрудников в новый офис у м. «Новослободская».

ТОЧКА НЕ ПОБЕДА

В отличие от «Победы дизайна» «Точку дизайна» никто не знал. И Бугаеву пришлось тратить на рекламу в поисковых системах, соцсетях и СМИ по 400 000 руб. в месяц. Опять нужно было искать известных клиентов, чтобы попасть в престижные профильные журналы. В 2016 г. в Милане на вечеринке Smeg и Dolce & Gabbana (Бугаев приехал в Милан на Неделю дизайна) предприниматель разговорился с телеведущим Андреем Малаховым. Оказалось, что Малахов как раз собирается делать ремонт в своей двухэтажной квартире. Бугаев предложил свои услуги. Малахов согласился. Фоторепортажи об этом проекте с фотографиями Бугаева и Малахова на фоне интерьеров опубликовали несколько известных журналов. За Малаховым последовали и другие знаменитости.

Половина клиентов заказывают у «Точки дизайна» не только проект интерьера, но и отделочные работы. Минимальный ремонт под ключ стоит 6 млн руб. и в среднем длится около полугода. «У нас около 30 партнеров – ремонтных компаний. С каждого заказа мы оставляем себе примерно 15% от суммы сделки», – поясняет Бугаев. По данным Бугаева, в 2017 г. выручка компании составила 195 млн руб., а чистая прибыль – около 1,5 млн руб.

Главным активом Бугаев считает сотрудников. Сейчас в «Точке дизайна» 24 дизайнера с зарплатой 50 000–120 000 руб. в месяц, и Бугаев также платит им премии за каждый выполненный проект. Очень велики расходы на аренду – около 1 млн руб. в месяц за представительский офис площадью 520 кв. м. На его отделку за два года ушло около 7 млн руб. Офис оформлен в стиле черно-белого лофта.

КРЕАТИВ НА ПОТОК

Однако в последние годы конкуренция в сфере отделочных работ обострилась – ими занялись застройщики домов. Покупатели квартир премиум-сегмента и бизнес-класса (а это основная клиентура компании Бугаева) все чаще стали покупать жилье уже с готовой отделкой. По данным аналитиков агентства Savills, в первом полугодии 2018 г. более 25% сделок пришлось на покупки квартир, полностью готовых к проживанию (в 2017 г. – 15%).

И осенью 2017 г. Бугаев вместе с другом, начальником отдела в крупном банке Александром Ткаченко, запустил интернет-сервис Flatplan для массового заказчика. На сайте клиент заполняет анкету и выбирает фотографии интерьеров, затем дизайнер за неделю делает недорогой проект, в 10 раз дешевле, чем обычные проекты «Точки дизайна». Бугаев и Ткаченко вдвоем вложили в сервис $500 000. В месяц Flatplan создает по 40 дизайн-проектов, но компания пока убыточна: по данным СПАРК, в 2017 г. выручка ООО «Флэтплан» составила 2,58 млн руб., а чистый убыток – 5,77 млн руб. Проблема в том, что таких сервисов уже много, например «Сделано», «Квадрим» и Udobno. Конкурентные преимущества получит тот, у кого будет лучше организован конвейер дизайнерских и строительных работ. Спрос также будет зависеть от темпов ввода нового жилья, говорит Дмитрий Алешин, сооснователь сервиса Flatinbox. А в Москве они растут.