Здоровый вызов

Владислав Чебурашкин, гендиректор «Братья Чебурашкины. Семейная ферма»

Когда мы в 2002 г. пошли в сельское хозяйство, инвестировав первые 600 млн руб., мы рассчитывали на постоянный рост спроса на отечественные продукты. В России до сих пор потребление молочной продукции в пересчете на душу населения вдвое ниже рекомендуемых норм.

Молоко – это третий продукт в корзине покупателя после табака и алкоголя. При этом производство товарного молока растет гораздо медленнее, чем хотелось бы и чем обычно привыкли планировать инвесторы, – от 2,5 до 5%, по оценкам экспертов. Основная проблема – в низкой маржинальности и отсутствии прибыльности. При том что государство ведет системную работу: субсидируются процентные ставки по длинным инвестиционным кредитам, покупка техники, есть непрямая поддержка. Однако далеко не все и всегда упирается в деньги.

На мой взгляд, важным шагом в этом направлении могла бы стать системная работа со спросом, причем прямо со школьной скамьи. Образование детей и подростков о здоровом образе жизни вполне подходит под задачу государственного масштаба. И только молоком ограничиваться не стоит. Если следовать этой идее, то потенциал роста есть по фруктам, овощам и проч., потому что агросектор в принципе история про здоровые качественные продукты, где в конечном счете могут выиграть все: и производители, и потребители, и государство.

Текст подготовлен по материалам выступления на III ежегодном Аграрном форуме России, проведенном газетой «Ведомости» 23 октября 2018 г. в Москве