Сладкая доля

Ирина Жачкина, первый заместитель председателя правления Россельхозбанка

Cтандартный цикл развития АПК включает три фазы: насыщение внутреннего рынка, импортозамещение и реализация экспортного потенциала. Последние несколько лет российский агросектор не просто развивается – он стал реальным драйвером развития российской экономики. Как мне кажется, отечественный АПК уже прошел первые два этапа, вступив в третью, высшую фазу – наращивание экспортного потенциала и объемов экспорта.

Соответственно, экспорт должен стать основным драйвером развития АПК в части как увеличения производства продукции, так и регулирования внутреннего рынка. Увеличение товарной массы по трем основным текущим направлениям экспорта – зерновым, масличным, рыбе – безусловно важная задача, сформулированная Минсельхозом в рамках выполнения майских указов президента по увеличению экспорта. В том числе клиентский портфель Россельхозбанка сформирован именно этими тремя отраслями, и мы понимаем, что в абсолютной величине они дадут максимальный прирост в деньгах. В то же время мы видим много других перспективных областей с точки зрения роста экспортного потенциала российского АПК. В первую очередь это кондитерские изделия.

245
млрд руб. кредитов выдал Россельхозбанк экспортным предприятиям в январе – сентябре 2018 г., треть из этих денег получили экспортеры сельхозпродукции

35%
до таких показателей РСХБ планирует увеличить долю в обслуживании экспорта продукции АПК к 2024 г. Таким образом, каждая третья компания – экспортер сельхозпродукции будет клиентом Россельхозбанка

По прогнозом, до 2024 г. экспорт кондитерских изделий станет четвертым крупным направлением в российском продовольственном экспорте после трех вышеупомянутых. Уже сегодня мы анализируем проекты по экспорту мороженого. Звучит неожиданно, однако, по расчетным оценкам экспертов, мороженое должно войти в десятку крупнейших экспортных статей по АПК.

Есть потенциал по наращиванию экспорта мяса птицы и свинины, но при условии активной работы со стороны государства и Минсельхоза в части эпизоотических норм и урегулирования этих вопросов с потенциальными странами – импортерами данной продукции, в первую очередь с Юго-Восточной Азией. Потому что потенциал Китая с учетом демографии этой страны огромен!

Наряду с расширением непосредственно производств, в том числе продукции глубокой переработки, не менее важный элемент, необходимый для гармоничного и успешного экспорта, – развитие логистической инфраструктуры, в первую очередь торгово-распределительных центров. При этом для малого бизнеса наличие логистических структур и распредцентров – ключевой вопрос в поставках продукции на зарубежные рынки. В противном случае, учитывая их небольшой объем производства, им сложнее и тяжелее выходить на партнерства с импортерами. Поэтому именно логистика и распредцентры для малого бизнеса – задача № 1 как для государства, так и для Россельхозбанка, чтобы не упустить роль малого и среднего бизнеса в поддержке развития экспортного потенциала.

Текст подготовлен по материалам выступления на III ежегодном Аграрном форуме России, проведенном газетой «Ведомости» 23 октября 2018 г. в Москве