Технологии на земле

В ходе дискуссионной панели «Информационные технологии как неотъемлемая часть бизнес-процессов в сельском хозяйстве» состоялась презентация стартапов, отобранных в Agricultural Startups Competition

Запчасти в один клик

Основатель IT-компании Elonsoft Трофим Жугастров создал сервис Scanros вместе с партнером Александром Погореловым, владельцем крупнейшего поставщика запчастей комбайнового завода «Ростсельмаш» – группы компаний АМР. Объединяя покупателей и поставщиков, платформа scanros.ru позволяет фермерским хозяйствам и агрокомпаниям оптимизировать закупки запчастей для сельхозтехники. В свою очередь, поставщики комплектующих для любой сельхозтехники получают доступ к клиенту и возможность участвовать в торгах и тендерах.

В июле 2018 г. запущена закрытая бета-версия проекта, в полноценном режиме сервис Scanros работает с августа. К началу ноября на Scanros зарегистрировано свыше 300 поставщиков и осуществляли закупки более 100 активных клиентов. К 2021 г. Scanros планирует довести выручку до 2 млрд руб., число клиентов вырастет до 2000. Глобальный рынок запчастей для спецтехники компания оценивает в $20 млрд. В ее планах – сделать маркетплейс scanros.ru отраслевым стандартом для закупок запчастей.

Как это работает?

На сайте scanros.ru размещается заявка на покупку необходимой запчасти. Всем релевантным поставщикам сервис отправляет уведомление, и в течение дня заказчик получает коммерческие предложения от всех компаний, у которых необходимая деталь в наличии. Через личный кабинет заказчик выбирает лучшее предложение. При этом он может заказать у разных поставщиков разные детали. Scanros, в свою очередь, берет на себя логистику и выступает гарантом сделки. Если запчасть не была доставлена, сервис меняет поставщика. Деньги поставщику передаются только после того, как заказчик получил заказ и с его стороны нет нареканий.

Комментарий эксперта

Алексей Газизов

ГК «Агропромкомплектация», директор департамента информационных технологий

У меня должна быть мотивация купить запчасть не на заводе, где она производится, а у вас. При этом мои комбайнеры должны вам поверить, что у вас запчасть лучше, чем напрямую с завода. Соответственно, мои юристы и бухгалтеры должны понять, что вы белая и пушистая компания, много десятков лет платите налоги, к нам не придет налоговая и не скажет: «Вы общаетесь не пойми с кем, давайте-ка обратно НДС».

Владислав Беляев

группа «Черкизово», директор по информационным технологиям

[Фермеры] заказали запчасти, посевная в самом разгаре, они [запчасти] не пришли. Вы сказали: «Плохой поставщик, мы его в следующий раз поменяем». А посевная мимо. С этим вопросом к кому – к вам?

Проще некуда

Компания Thingenix создана в 2016 г. группой специалистов в области телекоммуникационных технологий во главе с Игорем Близняковым. Сервис позволяет фермеру или сотруднику агрокомпании без специальной технической подготовки оперативно принимать решения с помощью визуальных данных с различных датчиков, а также использовать статистическую информацию для сокращения расходов и оптимизации бизнес-процессов.

Thingenix собирает данные через автономное универсальное устройство с питанием от солнечных панелей (SensorHUB) для контроля влагоемкости и температуры почвы, мониторинга погодных условий, влажности листьев, условий хранения урожая и др. Сервис помогает в реальном времени перерабатывающим предприятиям, которые должны работать 24/7 в сезон сбора урожая, получать полную информацию о работе в полях.

Как это работает

Пользователь активирует устройство в личном кабинете облачного сервиса путем сканирования QR-кода, после чего устройство автоматически регистрируется в радиосети. Данные, приходящие с устройства, визуализируются в виде графиков и дашбордов, а также могут быть экспортированы во внешние системы. При отсутствии покрытия мобильных сетей стандарта NB-IoT или 2G пользователь может самостоятельно или с помощью преднастроенной базовой станции развернуть сеть LoRaWAN в нелицензируемом диапазоне 868МГц.

Комментарий эксперта

Алексей Газизов

ГК «Агропромкомплектация», директор департамента информационных технологий

По первому образованию я радиоинженер. У нас поля и свинарники находятся в таких местах, где нет покрытия сотовой связи. Чтобы обеспечить радиопокрытие и передачу этих данных в облако, мне надо на [фактическое] место [их сбора] протащить большой, толстый интернет-кабель и обеспечить WiFi-покрытие десятков гектаров. Либо же я должен договариваться с сотовыми операторами, чтобы они в этом чистом поле мне абсолютно бесплатно поставили вышку, которая никогда не окупится. Конечно, можно сделать экстендер сотовой связи туда, где она имеется, и стреляться радиомостами, но здесь возникает вопрос стоимости этих радиомостов и их доступности.

Станислав Варич

ГК «Дамате», заместитель гендиректора по экономике и финансам

Вы так ничего и не сказали, что я получу как собственник бизнеса, [какую] эффективность. Классные приборы, но если вы не всегда можете убедить руководителя IT-службы, то до конечного потребителя достучаться будет очень сложно.

Заработать на химии

Сервис рекомендаций по внесению удобрений Magrotech создан Вячеславом Холодченко в 2013 г. Это цифровая модель влияния удобрений на урожайность. Magrotech охватывает 12 химических элементов и 25 культур, включая пшеницу, масличные и сахарную свеклу, по всем стадиям вегетации с учетом погодных данных – температуры и осадков. В итоге хозяйства получают дополнительную прибыль на каждом гектаре до 35 000 руб. с учетом экономии удобрений и повышения урожайности. Среди клиентов компании – хозяйства Краснодарского края, а также крупные федеральные агрохолдинги, например «Белая дача».

Вячеслав Холодченко, основатель Magrotech

«Фермеры делятся на два типа: одни работают, чтобы страдать, другие – чтобы зарабатывать. С теми, кто страдает, нам не удается договориться. Сотрудничаем с теми, которые работают, чтобы зарабатывать».

Как это работает

В специальном интерфейсе Magrotech сельхозпроизводитель вносит агрохимические данные и параметры полей, включая их историю. Также в системе отображаются показатели тех удобрений, которые применялись ранее на этой земле, и тех, что планируется применять. Система рассчитывает точную дозировку удобрений, рекомендованных к внесению, прогнозирует урожайность и рассчитывает прирост получаемой при этом дополнительной прибыли.

Комментарий эксперта

Станислав Варич

ГК «Дамате», заместитель гендиректора по экономике и финансам

Если фермер получил урожай больше центнера с гектара, это не всегда означает, что себестоимость его производства снизилась.

Контроль от поля до склада

Онлайн-сервис контроля и учета работ в агробизнесе «Агросигнал» создан в 2014 г. разработчиками саратовской компании «Инфобис». Платформа аккумулирует массив данных, которые поступают с хозяйств, и трансформирует их в простые, понятные показатели, которые хранятся в истории поля и на основании которых аграрии могут контролировать производство на всех его этапах. В среднем, по данным компании на основании работы почти с 200 хозяйствами, система позволяет увеличить рентабельность бизнеса на 20%. При инвестиционных затратах в 300–400 руб. на гектар абонентская плата за использование «Агросигнала» составляет 10–15 руб. в год на одного пользователя. «Агросигнал» может быть интегрирован с системами 1С и ЕРП.

Как это работает

Хозяйства покупают доступ к платформе «Агросигнала», к которому, в свою очередь, подключаются все точки производства. Если речь о растениеводстве, то это прежде всего техника, склады, весовые, включая установленные там датчики и устройства (например, учета топлива, положения агрегата и др.). Вся полученная информация сопоставляется с планами – как годовыми, так и оперативными, которые пользователь вводит в личном кабинете. На основании совокупных данных клиент получает простую и понятную сводную картину в отношении конкретного объекта.

Комментарий эксперта

Владислав Беляев

группа «Черкизово», директор по информационным технологиям

Когда кто-то что-то должен внести руками в систему, это, с моей точки зрения, минус. Очень легко могут сговориться бригадир, мастер с МТС и комбайнер, и в системе руками все будет внесено, на самом же деле окажется, что трактор ездил не по полю, а дома или ездил там, где надо, но не утром, а вечером. Вроде все сделано, а урожайность упала. Начинаете искать жучка, переворачивать лист, снизу смотреть, а проблема в другом. Должен быть принцип независимости контроля и исполнения.

Космическая оптимизация

Сервис GeoZont запущен в 2017 г. Система основана на удаленном спутниковом мониторинге полей, она дает возможность сокращать расходы и увеличивать урожайность, принимать эффективные решения и делать стратегическое планирование с возможностью переноса плана на сельскохозяйственные машины. В основе GeoZont лежит технология Variable Rate Application: по данным с полей она позволяет дифференцированно вносить удобрения, средства защиты растений, делать высев с учетом зональных особенностей поля и проч. Стоимость услуг GeoZont формируется из экономического эффекта, который получает сельхозпроизводитель, – порядка 10%. Сервис легко синхронизируется с системами учета 1С и SAP.

Как это работает

На основе открытых источников космических съемок, среди которых Sentinel и Landsat, и агрохимического обследования нужной территории GeoZont создает карту местности. В дальнейшем данные этой карты комбинируются с полученными результатами урожайности в текущем периоде, и с помощью уникальных алгоритмов обработки система анализирует и интерпретирует полученную информацию. Впоследствии карты передаются клиенту, который выстраивает на них свою последующую работу дифференцированной обработки полей.

Комментарий эксперта

Алексей Газизов

ГК «Агропромкомплектация», директор департамента информационных технологий

Существующие космические снимки в основном для средней полосы и выше – они малоинформативные. Облачность не позволяет получить необходимую информацию для аналитики.

Владимир Елисеев

Научно-технический центр «РобоПроб», генеральный директор

Разные культуры по-разному реагируют на удобрения и погоду. Поэтому у вас будет совершенно разная конфигурация зон плодородия в зависимости от того, какие культуры высажены.

Станислав Варич

ГК «Дамате», заместитель гендиректора по экономике и финансам

В планах Минсельхоза – создать единую общедоступную базу данных по всем полям в России. Поэтому вам стоит сконцентрироваться на конкретной услуге, иначе ваш продукт спустя несколько лет может оказаться невостребованным.