Синергия ресурсов и компетенций

Артем Шадрин, директор департамента социального развития и инноваций Минэкономразвития

В чем готов согласиться [с гендиректором УК «Спутник – управление капиталом» Александром Лосевым] – в том, что экономика циклична и кризисы ей свойственны. И в благотворительной сфере, в сфере НКО, конечно, к ним надо быть готовым. Оттуда и стремление (которое мы всячески поддерживаем) развивать инфраструктуру целевых капиталов, эндаументов, которые создают некую подушку безопасности. История с рекуррентными платежами сейчас все более и более набирает обороты: можно рассчитывать на устойчивые платежи от большого количества физлиц и не зависеть от одной или нескольких крупных компаний, которые могут тоже сильно пошатнуться в кризис.

Но не могу согласиться с утверждением, что государство не занимается социальной политикой. Нацпроекты, которые инициированы государством, направлены на существенное повышение качества услуг в социальной сфере, новое качество работы учреждений бюджетной сферы и привлечение НКО. B последнем послании президента России упор был сделан как раз на социальную политику. Задачи сохранения и развития человеческого капитала, снижения неравенства являются приоритетными для государства.

Теперь о том, где видятся возможности государства в поддержке благотворительности.

Хорошим примером стало привлечение в 2018 г. НКО к программе долгосрочного ухода в рамках нацпроекта «Демография». Социально ориентированные некоммерческие организации не просто выступали исполнителями услуг в социальной сфере, а стали фактически проектным офисом, который помог транслировать их опыт в бюджетные учреждения десятков регионов, чтобы качественно изменить содержание услуг в бюджетном секторе – в сфере социального обслуживания, в домах-интернатах и т. д. Это прецедент, который должен всячески тиражироваться: такая синергия ресурсов и возможностей государства и компетенций, инновационного подхода и искренности, присущих НКО, дорогого стоит. И поскольку на рост расходов в социальной сфере всегда есть ограничения, прийти к совершенно другому качеству услуг – это новый импульс в развитии человеческого капитала.

Разумеется, существуют возможности дальнейшего развития профессионализма НКО в сфере благотворительности. В частности, образовательные программы, которые реализуются НКО и благотворительными фондами.

Например, это то, что делает фонд «Друзья». Он не только предлагает образовательные программы высокого уровня для менеджеров и руководителей благотворительных фондов, но и способствует привлечению новых кадров, которые усилят потенциал и расширят компетенции этих организаций. (Кстати, один – но не единственный – участник этой программы – фонд «Старость в радость».)

Мне кажется, очень важно, что мы, НКО и благотворительные фонды работаем над развитием инфраструктуры поддержки некоммерческих организаций. Это та точка, на которой надо сконцентрировать усилия. Хотел бы отметить здесь роль не только НКО и государства, но и бизнеса. Нельзя не сказать о значении рейтинга корпоративной благотворительности, который существует в том числе благодаря газете «Ведомости», организатору нашей ежегодной конференции. В рейтинге есть номинации, которые поддерживает наше министерство, в том числе по вкладу бизнеса в инфраструктуру поддержки НКО. Это важно, потому что развитие инфраструктуры помогает от частных проектов перейти к системности. Пользуясь случаем, я хотел бы назвать лидеров в этой сфере. Это KPMG, «Вымпелком» и «Русал» – три лидера, проекты которых заняли 1-е, 2-е и 3-е места. Это пример того, как бизнес работает вдолгую, не реализуя краткосрочный, хотя, может быть, и яркий проект, а создавая условия для будущего развития. Партнерство государства, НКО и бизнеса очень важно с точки зрения долгосрочного видения.

Текст подготовлен по материалам XV ежегодной конференции «Благотворительность в России»