Блицлекция для «редкой аудитории»

Светлана Герасимова, руководитель Школы КСО и устойчивого развития Московской международной высшей школы бизнеса «Мирбис»

Начну с вопроса: кто видел эту знаменитую картинку раньше (показывает слайд из презентации – схематическое изображение 17 целей устойчивого развития ООН, в этом номере «Ведомости.Форума» см. стр. 05. – «Ведомости»)? Поднимите, пожалуйста, руку. О, мы достигли 100%-ного результата!

Но вы, конечно, очень редкая аудитория. Когда мы встречаемся с профессиональным сообществом [специалистами, связанными по работе с темой устойчивого развития] и показываем эту картинку, то уровень осведомленности о целях устойчивого развития – 50–70%, а бывает и, как сегодня, практически близко к 100%. Но когда мы ее демонстрируем в общей менеджерской среде, то уровень осведомленности критически низкий: только 3–5% менеджеров знают, что это такое. И такая низкая осведомленность – серьезная проблема, которая не дает решать многие другие задачи.

Очень хотелось бы, чтобы в ближайшей перспективе мы могли сказать, что не менее 50% наших компаний в своих стратегиях используют практики устойчивого развития и нацелены на эту тему.

Новая парадигма развития

Идет смена парадигмы развития общества, и предпринимателям нужно внятно ответить себе на важные вопросы.

Светлана Герасимова

Окончила Санкт-Петербургский государственный университет, Московский государственный педагогический университет, Московскую международную высшую школу бизнеса «Мирбис». Прошла программы повышения квалификации ГУУ, НИУ ВШЭ, ГИНФО и др. Имеет степень МВА-science. Является программным директором проектного офиса «Стратегии и практики устойчивого развития».
Член комитетов по КСО РСПП, АКМР, «Деловой России», рабочих групп при АСИ, РРС, эксперт федеральных конкурсов и проектов.

Например, о социализации менеджмента – строить бизнес для акционеров и заинтересованных сторон или для общества в целом.

Многие проекты КСО уже являются некими миксами (когда социальная ответственность есть, но еще не в контексте устойчивого развития), а как они реализуются – в логике благотворительности и социальных проектов или в интеграции в бизнес-процессы и поиск инноваций?

Или проекты зеленой экономики, которых критически мало. Это ведь не только вопросы экологии, а прежде всего вопросы инноваций и инвестиций.

Мы наблюдаем и как меняется уровень запросов инвесторов – никогда у российских компаний не запрашивали столько ESG-показателей (критерии экологического, социального и управленческого), как в последние два года.

Сегодня меняются поколенческие тренды. Приходят миллениалы – поколение, которое условно считают социально ответственным изначально. Они уже просто требуют этого от бизнеса. Эти люди хотят быть активными и требуют двусторонних коммуникаций. И ряд компаний уже меняют под них свои HR-стратегии. Это серьезнейшие изменения, которые как минимум глубоко затронут функцию HR.

Инфраструктура для устойчивого развития

Серьезный вопрос – создание инфраструктуры среды устойчивого развития в России и в мире.

У нас еще пока очень слабо распространены международные стандарты. Существуют проблемы с применением индексов и наличием настоящих рэнкингов и рейтингов, которые действительно измеряют устойчивое развитие, – их фактически нет. Усилиями РСПП у нас такие индексы появились, но как их измерять на практике, как запустить процесс – решения впереди, мы в самом начале пути.

Диджитал-решения. Многие связывают решение вопросов устойчивого развития именно с применением технологий для социальных и экологических задач.

Колоссальный вопрос – решения для малого и среднего бизнеса. Им не нужны стандарты, структуры и подходы. Им нужны как раз те самые инновации для укрепления бизнес-моделей. А их категорически там не хватает.

Институт «Мирбис»

Бизнес-школа. Создана в 1988 г. на основе межправительственного соглашения СССР и Италии. В 1990 г. в «Мирбисе» впервые в России была разработана программа MBA. Выручка (РСБУ, 2017 г.) – 219,1 млн руб., чистый убыток – 224,9 млн руб.

Много интересного приходит к нам от западных компаний. Причем наметился интересный тренд: когда наши офисы начинают проектировать, создавать модели, они вырабатывают очень интересные решения, которые уходят на Запад и становятся международной практикой. Это говорит о том, что потенциал у наших менеджеров есть, просто они в координатах устойчивого развития не думают и не проектируют. Как только мы им такие задачи ставим, получаются очень интересные, международного уровня, разработки.

Проблемные зоны и точки роста

Прозрачность. Если вы посмотрите наше исследование по прозрачности компаний, то по международным стандартам у нас только 5% – прозрачные.

Взаимодействие со стейкхолдерами. Мы подвигали несколько компаний к тому, чтобы они стали проводить диалоги с заинтересованными сторонами. Дело идет очень сложно, но откуда же мы будем брать инновации и новые идеи для развития, если не у стейкхолдеров?

Стандарты. Российские менеджеры очень не любят стандарты, предпочитая изобретать собственный велосипед. Здесь предложение такое: сперва изучить существующий уже и упакованный в международные стандарты опыт в той отрасли, где работает специалист.

Оценка жизненного цикла продукции, проекта. Только отталкиваясь от этого показателя, мы можем сказать, действительно ли это вклад в устойчивое развитие. У нас это не распространено, с этим больше работают западные компании. В этой связи велик запрос на импакт-проекты [с измеримым социальным или экологическим эффектом] – те, которые не делаются для галочки, а реально снимают остроту социальной или экологической проблемы либо приводят к ее решению.

Текст подготовлен по материалам «Национального форума по устойчивому развитию»,  проведенного 22 мая 2019 г. газетой «Ведомости» при поддержке Национальной сети Глобального договора ООН в России