Российские компании все чаще просят бывших сотрудников вернуться

И для этого у них есть веские причины
Варвара Гранкова

Ирина Ермолаева начала карьеру в «БАТ Россия» в 1997 г. в должности ассистента на Саратовской табачной фабрике. Затем перешла в отдел персонала и работала на разных позициях в России, Белоруссии и Болгарии до 2014 г. Однако в 2014 г. ее пригласили на должность руководителя отдела персонала в Hewlett-Packard (HP). Ермолаева перешла в HP и сначала трудилась в России, а потом в Швейцарии.

В 2019 г. ее бывший работодатель «БАТ Россия» неожиданно предложил ей вернуться обратно с повышением – на должность директора по персоналу всей «БАТ Россия». Компания в тот момент представила на рынке новую стратегию развития Transforming Tobacco. И, как считает Ермолаева, полученный ею за время службы в HP опыт идеально укладывался в новую стратегию. Она вернулась.

По данным портала поиска работы Superjob, 45% высокооплачиваемых сотрудников в России когда-либо получали предложение вернуться в компанию, из которой они уволились. Треть согласились, две трети не захотели входить в ту же реку дважды. Решающим фактором (53%) стала высокая зарплата. Повышение в должности, смену руководства и новые перспективы развития назвали вескими причинами еще по 6% респондентов. Всего Superjob опросил 1600 сотрудников.

Кот в мешке

До 2014 г. крупные российские компании активно нанимали топ-менеджеров из-за границы и не испытывали сильного дефицита управленческих кадров, рассказывает партнер хедхантинговой компании Kontakt InterSearch Russia Ольга Сабинина. Если менеджер принимал решение об уходе, собственники воспринимали это как обиду и без обиняков предупреждали, что назад не примут, объясняет Анна Устиянц, коммерческий директор Kelly Services.

Однако в последнее время работодатели все чаще сталкиваются с нехваткой кандидатов на руководящие должности, круг эффективных топ-менеджеров в каждой отрасли ограничен, подобрать хорошие кадры нелегко, говорит Сабинина. У работодателя уходит около года, чтобы оценить способности вновь нанятого сотрудника, отмечает Виктория Петрова, гендиректор консалтинговой компании «ЛюдиPeople». По ее словам, проще обратиться к проверенному человеку: он предсказуем, знает внутренние процессы компании и ее культуру.

В нынешней экономической ситуации у компаний нет денег и времени на эксперименты и наниматели в разговорах с хедхантерами часто упоминают бывших руководителей и просят найти подобных людей, говорит Сабинина. Она приводит в пример собственников крупной российской IT-компании, которые каждый раз начинали обсуждение новой вакансии со слов: был у нас такой-то менеджер – помните его? – нам нужен точно такой же. Однажды Сабинина предложила собственникам вернуть именно того менеджера, о котором они вспомнили. Тот покинул компанию больше шести лет назад, уехал из России и устроился в крупную международную корпорацию. Сабинина встретилась с ним в аэропорту Мюнхена, чтобы обсудить условия, на которых он согласился бы вернуться в Россию. Топ-менеджер сказал, что хочет самостоятельности в принятии решений, единоличной ответственности за свое направление бизнеса и доли в компании, если он достигнет поставленных целей. Переговоры были сложными, но через полгода он все-таки возглавил дочернюю компанию прежнего работодателя и руководит ею до сих пор.

Единственный сотрудник, которого вряд ли позовут обратно, – это гендиректор, полагает управляющий партнер Odgers Berndtson Роман Тышковский. По его словам, гендиректора обычно уходят из компании из-за серьезных разногласий: они поссорились с акционерами, с коллективом, с другими топ-менеджерами, не достигли ожидаемых результатов в бизнесе. Вернуться в свое кресло гендиректор может, только если в компании полностью сменился менеджмент, но это редкость, объясняет Тышковский.

Клуб бывших

В последнее время, говорит Устиянц, наниматели даже начали помечать в своих базах тех бывших сотрудников, которых они готовы опять взять на службу. Некоторые работодатели стали создавать клубы, объединяющие всех бывших и нынешних сотрудников, или регулярно приглашать на корпоративные мероприятия бывших работников, рассказывает Сабинина. Так они выясняют, чем заняты бывшие сотрудники и какие новые задачи им можно поручить, если придется позвать их обратно, объясняет она.

Mail.ru Group поддерживает тесные контакты с подавляющим большинством бывших сотрудников, рассказывает Дмитрий Смыслов, вице-президент по персоналу и образовательным проектам компании. По его словам, сотрудники возвращаются в компанию с повышением вознаграждения – если за время отсутствия повысили квалификацию и стали более полезны компании. Смыслов говорит, что бывшие сотрудники хорошо знают компанию, им требуется меньше времени на адаптацию, чем новичкам.

Успели поумнеть

Топ-менеджеры соглашаются вернуться к прежнему работодателю, когда компания вышла на следующий этап развития и появились новые интересные задачи, говорит Тышковский. Выигрывает и компания, и сотрудник: работодатель получает мотивированного топ-менеджера, а тот рад вернуться в прежний коллектив и в знакомую культуру, но в новой роли.

Вероника Шальнева, ныне заместитель гендиректора по финансовым вопросам сети «Дочки-сыночки», успела дважды поработать в компании «Джамилько» («Джамилько» развивает в России бренды Salvatore Ferragamo, DKNY, Escada и др.). Первый раз она устроилась туда в 2008 г. финансовым директором. В ее обязанности входило повышение операционной эффективности компании. В 2014 г. она перешла в обувную сеть «Рандеву», где, по ее словам, ей предложили заниматься не только финансами, но также закупками и логистикой (представитель «Рандеву» факт работы Шальневой в компании подтвердила). А в 2015 г. топ-менеджер перешла в отдел закупок сети «Стокманн» (представитель «Стокманна» подтвердила факт). Но в 2016 г., рассказывает Шальнева, «Джамилько» неожиданно опять позвала ее на работу – уже на должность заместителя гендиректора по финансовым вопросам. По словам Шальневой, она должна была заниматься управлением финансовым блоком, а также цифровизацией компании и развитием электронной торговли. Фронт работ показался интересным, и она согласилась. Но в 2019 г. Шальнева снова покинула компанию, так как, по ее словам, успела выполнить свою миссию. Генеральный директор «Джамилько» Кира Балашова подтвердила, что Шальнева работала в компании в указанные периоды на указанных должностях, назвав ее одним из эффективных и профессиональных специалистов, прошедших школу в «Джамилько».

Не привыкли просить

Компании неохотно признаются, что зовут бывших сотрудников вернуться. «Ведомости» спросили 10 известных российских и международных компаний, работающих в России, приглашали ли они в последнее время на работу бывших сотрудников и были ли случаи, когда они принимали бывших сотрудников, которые сами попросились обратно. Ответили пять компаний.

«Вымпелком», МТС и Mail.ru Group не дали прямого ответа на вопрос, приглашают ли они на работу бывших сотрудников, но сообщили, что охотно принимают бывших сотрудников, которые сами пожелали вернуться. Гендиректор софтверной компании ABBYY Дмитрий Шушкин рассказал, что чаще всего работники возвращаются по собственной инициативе и что компания рада принять назад специалистов высокого уровня. Он говорит, что иногда сотрудники возвращаются на прежнюю должность, проработав на новом месте всего неделю, потому что поняли, что задачи в ABBYY интереснее.

Компания «Фосагро» сообщила, что возврат работников почти не практикуется, хотя не объяснила причин. А некоторые компании, прежде всего из малого и среднего бизнеса, принципиально против приема возвращенцев. Например, Владимир Волошин, владелец компании – организатора любительских спортивных состязаний Ironstar, считает людей, покинувших компанию ради более высокой зарплаты, нелояльными, поэтому обратно их не зовет.

Сдержанность работодателей имеет основания. Мария Макарушкина, партнер компании «Экопси-консалтинг», говорит, что обычно обратно просятся люди, которые трудно привыкают к новому или не нашли себя на другой работе.

Работодатели больше нацелены на удержание ценных сотрудников, нежели на возвращение уволившихся, сказала Галина Сгонник, старший консультант по подбору персонала Ancor Industry. Им выгоднее сделать встречное предложение сотруднику, пожелавшему уйти, нежели возвращать бывшего на более высокую зарплату или должность, говорит Сгонник.