С расчетом на собственные силы

Было бы неправильным сказать, что кризис никак не сказался на «Норильском никеле», но у компании есть определенный выигрыш в том, что всегда делалась ставка на самообеспеченность, на определенную такую независимость.

Автор - вице-президент ГМК «Норильский никель»

У нас есть пять судов ледового класса. Они как ходили, так и ходят независимо от того, что происходит в мире. Мы используем Енисейское речное пароходство, которым мы владеем, и суда, которые используются для северного завоза по реке. Так что в этом смысле я считаю, что мы вполне устойчиво стоим на ногах и больших транспортных проблем у нас не будет.

Конечно, есть вопросы, связанные с регулированием, с разного рода ставками, сборами, которые постепенно растут, увеличивая фискальное бремя на бизнес в целом. Но они постепенно решаются и не имеют совсем уж критичного воздействия на нашу деловую ситуацию.

ПАО «ГМК «Норильский никель»

Акционеры: «Интеррос» (30%), UC Rusal (28%), Crispian Investments (6%, бенефициары – Роман Абрамович, Александр Абрамов, Александр Фролов) и др., в свободном обращении – 33%. Капитализация (LSE) – $22 млрд. Выручка по МСФО в 2015 г. – $8,5 млрд, чистая прибыль – $1,7 млрд.

Что интересно – многие наши решения, которые были приняты несколько лет назад и не привязаны к конкретным проектам расширения производства, сегодня сказываются положительно. У нас есть проект строительства Быстринского горно-обогатительного комбината (ГОК) в Забайкальском крае. И, пожалуй, это лучший в стране пример частно-государственного партнерства, потому что, прежде чем этот ГОК построить, надо было проложить туда железную дорогу. Уже сейчас дорога в рабочем состоянии, ГОК полностью войдет в строй в конце 2017 – начале 2018 г. Компания на строительство дороги потратила около 10 млн руб., а остальные деньги – около 23 млн – были из инвестиционного фонда.

Пример очень, я считаю, хороший, потому что дорога проложена к нашему Быстринскому ГОКу, а справа-слева от нее постепенно, по мере того как дорогу начнем эксплуатировать, будут появляться и новые производства. Многие компании проявляют интерес к залежам полезных ископаемых в Забайкалье, и в этом смысле дорога дает хорошие возможности для будущего развития в этом регионе, который особенно не развивался и в известной мере был заброшенным. Так что с точки зрения бизнеса нам приходится рассчитывать больше на собственные силы, чем на какую-либо другую поддержку.

С точки зрения финансирования всегда были определенные проблемы, потому что у нас дорогостоящие проекты с большим сроком окупаемости. Тем не менее даже в условиях санкций источники финансирования не иссякли. Существует возможность кредитоваться, в том числе и на достаточно долгие сроки, – скажем, по двусторонней линии с азиатскими банками и в какой-то мере, возможно, через новые международные финансовые организации. Создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций. Он еще не начал работать, но все-таки у них капитал – $100 млрд. Наша доля там третья – порядка $6 млрд, и, в принципе, мы можем рассчитывать на финансирование по линии этого банка, когда он войдет в строй.