Тема недели: Бесплатные завтраки от операторов

МТС и «Вымпелком» думают, как сделать сотовую связь бесплатной для пользователя «уже в недалеком будущем», рассказали руководители МТС Андрей Дубовсков и «Вымпелкома» Михаил Слободин на организованной «Ведомостями» конференции «Телеком 2016».

Операторы не должны жить на те деньги, которые платит клиент, считает Дубовсков. По его мнению, они должны зарабатывать иначе – вступая в партнерства с другими компаниями и продавая рекламу. Кроме того, операторы могут обращать в доходы знания об абонентах – их действиях, привычках, предпочтениях, добавил Слободин.

На первый взгляд, заманчивое будущее: коммуникации становятся для людей такой же базовой инфраструктурой, как дороги. Правда, за дороги, по сути, платят автомобилисты, передвижение по ним бесплатно только для пешеходов и велосипедистов. Еще бесплатны для зрителей основные телеканалы, зарабатывающие на рекламе.

Но зарабатывать на знании об абонентах хотят не одни операторы. Их конкуренты – интернет-компании. «Яндекс» и Google знают, что я ищу в интернете (порой воспоминания об этом поиске преследуют меня в виде рекламы еще несколько месяцев). Facebook, Twitter, «В контакте» знают, о чем я думаю, с кем общаюсь, они в курсе моих интересов и предпочтений. Apple и Google знают, где я бываю и какими маршрутами пользуюсь, какие приложения стоят на моем смартфоне. Все эти данные для рекламодателя зачастую гораздо ценнее, чем то знание, которым располагают мобильные операторы. И интернет-компании получают их, именно что предоставляя нам бесплатные услуги.

Говорят, кто платит, тот и заказывает музыку. Сегодня операторы зависят от абонентов. Хотел бы я, чтобы вместо нас они стали зависимы от рекламодателей? Не уверен.

Поговорка, появившаяся во времена Великой депрессии, гласит, что бесплатных завтраков не бывает (ее русский аналог: бесплатный сыр бывает только в мышеловке). Лично я предпочел бы продолжать платить за связь и «заказывать музыку» – и взамен рассчитывать, что оператор не станет действовать мне в ущерб.

Автор – редактор отдела «Технологии и телекоммуникации» газеты «Ведомости»