Упростить расследование

Цифровые рынки в большинстве случаев трансграничны. Поэтому совершение антиконкурентных действий на них требует кооперации антимонопольных регуляторов разных стран – проведения общих расследований и согласованных решений.

Наиболее очевидным, но в то же время непростым решением видится создание упрощенной процедуры антимонопольного расследования на основе решения регуляторов других стран. Сейчас – по факту – компании, столкнувшиеся с влиянием антиконкурентных действий доминирующего субъекта, вынуждены в каждой стране доказывать одни и те же обстоятельства от начала и до конца. Определять границы товарного рынка, проводить социологические опросы, экономические исследования, которые строятся на уникальных экономических теориях. На это требуются огромные ресурсы и время. Компания может просто не дожить до момента устранения последствий нарушения и потерять бизнес. Отмечу, что в России даже самые сложные дела рассматриваются в течение нескольких месяцев, и это очень помогает восстановить здоровую конкуренцию в достаточно короткие сроки.

Вот простой пример: компания подает жалобу в ФАС, идет расследование. Параллельно готовится жалоба в Еврокомиссию, Бундескартель и другие ведомства. В этих жалобах излагается ровно то, что рассматривает ФАС. И в европейской жалобе будут повторно делаться сторонние независимые заключения – все то же самое, но только будут привлекаться европейские эксперты. И компания-заявитель будет повторно отвечать на те же дополнительные вопросы, что и в России, ведь сущность вопроса и принципы оценки товарного рынка сохраняются, а меняется лишь потребитель.

Надежда Кащенко

С 2005 г. – руководитель управления по интеллектуальной собственности в «Лаборатории Касперского». Патентный поверенный, автор нескольких патентов на изобретения в области информационной безопасности.

Я нисколько не сомневаюсь, что через несколько лет та же Еврокомиссия придет к аналогичному заключению, что и ФАС.

А потом заявитель пойдет на третий, четвертый круг в Японию, Корею, Австралию и т. д. – если доживет, конечно. Поэтому необходим более интенсивный обмен информацией между антимонопольными ведомствами.

Идеальным результатом такого сотрудничества было бы принятие регулятором одной страны выводов и заключений регулятора другой страны, если дело возбуждается по тем же обстоятельствам. Так происходит, например, при патентовании изобретений – благодаря этому ускоряется рассмотрение выдачи патента.

Поскольку цифровые рынки трансграничны, очень важно не только рассматривать последствия антиконкурентного действия в определенной стране, но и проводить всестороннее исследование последствий как для разработки, так и для распространения ПО. При рассмотрении вопроса о злоупотреблении доминирующим положением нужно принимать во внимание предоставление преференций другим решениям на смежных рынках, даже если их разработка ведется на других территориях. А также создание искусственных барьеров для разработчиков конкурирующих решений – даже в разных странах.