Политэкономия: Государственная дума – сплошной пат

Помощник президента США по национальной безопасности Сэмюэл Бергер назвал результаты выборов в Госдуму “шагом вперед” в направлении демократии. Российский фондовый рынок с непривычной для него живостью и прытью немедленно и позитивно отреагировал на новый состав Думы. Правые называют произошедшее словом “победа”. В Кремле придерживаются такого же мнения.

Владимир Путин, которого считают основным победителем, “заказал” себе “работоспособную” Думу. Вот как раз насчет последнего существуют серьезные сомнения. Новый парламент можно награждать самыми разными пафосными эпитетами, говорить о том, что он стал менее “красным”, более правым и проч., но это, вообще говоря, цветовые характеристики. Законотворчество же предполагает еще и принципиальную проходимость законопроектов. А конструкция новой Думы затрудняет прохождение любых спорных и важных документов: ярко выраженного большинства в новом парламенте нет и это достоинство (после левого-то большинства!) может обернуться недостатком. Парламент-2000 недостаточно правый, чтобы стать по-настоящему эффективным, но и не до такой степени левый, чтобы находиться в жесткой конфронтации с правительством и его законотворческими начинаниями. Мат в таких политических шахматах невозможен – сплошной пат.

По большому счету уже очень скоро Дума пройдет экзамен на способность находить компромиссы и работать. Уже сейчас начинаются “пристрелочные” мероприятия по дележу главных портфелей – спикерского, вице-спикерских и комитетских. Сначала сложится итоговая конфигурация фракций и групп, пройдут размежевания и объединения, закончится перекупка разнообразных персонажей. Затем исходя из результатов строительства фракций, компромиссов с Кремлем и Белым домом и начнутся страсти по спикеру.

Многое зависит от того, согласится ли Сергей Шойгу оставить пост министра и перейти на работу в Думу. Если это случится, он может стать одним из главных кандидатов на место спикера. Правда, занять это кресло ему может помешать слишком очевидный кремлевский бэкграунд. Левая половина парламента едва ли захочет быть управляемой виртуальным политиком, в которого вдохнули жизнь Кремль и Старая площадь.

Наиболее очевидный кандидат – Евгений Примаков. Место спикера позволит ему, как минимум, создавать множество информационных поводов – а это так важно для кандидата в президенты. Правая часть парламента может не согласиться с этой кандидатурой. Однако существует вполне прагматичный вариант, согласно которому большинство мест вице-спикеров передаются более или менее духовно близким Кремлю политикам – Сергею Кириенко, Сергею Степашину, Владимиру Рыжкову и далее по списку. Компромиссы с ЛДПР и КПРФ возможны. Прагматичный вариант хорош тем, что он теоретически проходим, поскольку крайние предложения в патовой Думе, скорее всего, не пройдут и кандидатуры Анатолия Лукьянова, другого коммуниста Ивана Мельникова и Сергея Кириенко будут отсеяны как неприемлемые.

Есть еще вариант с Сергеем Степашиным, но, как ни странно, ему может помешать пройти в спикеры ревнивый… Григорий Явлинский.

Кстати, о “Яблоке”. Эта фракция делает патовую Думу еще более патовой. Потому что Явлинский – основной фактор неопределенности в парламенте. Угадать, как он будет себя вести, – невозможно. И между прочим, еще неизвестно, окажутся ли Степашин и лидер “Яблока” в одной фракции. Возможны варианты…