Политэкономия: В поисках утраченной альтернативности

И. о. главы государства явно готов поменять модель поведения и пойти навстречу надоедливому обществу, которое упрямо требует показать ему программу действий, назвать несколько ключевых фамилий, по которым можно будет судить, с каким правительством будет работать президент Путин, и вообще что-то опровергнуть или подтвердить.

Уже сейчас ясно, что без полномасштабной предвыборной кампании Владимиру Путину не обойтись - обычных информационных поводов недостаточно.

Придется заниматься всякой электоральной гадостью - от теледебатов до каких-нибудь бейсболок с изображением медведей. В штабе и. о. президента, который только-только создан, слегка обеспокоены возможным падением рейтинга клиента и тем, что они сами считали политической аксиомой, - убежденностью всех и вся в безальтернативности выборов.

Обескураживающе высокий рейтинг оказался предметом о двух концах: Путин уже и сам признался, что тезис о безальтернативности может сорвать явку избирателей. Альтернатива с физиономией Геннадия Андреевича - плохо. Безальтернативность - еще хуже. Такая вот Сцилла с Харибдой...

Через неделю с небольшим Владимир Владимирович пообещал выкатить свою программу.

Возможно, он бы еще потянул время. Но альтернативы безальтернативному кандидату развили бурную активность. Зюганов выступил с идеей взять да и поделить собственность Березовского с Абрамовичем (а якобы существующий замок последнего в Гармиш-Партенкирхене, надо понимать, следует отдать сиротам).

Явлинский готовит к публичной демонстрации антивоенную программу. Значит, пора начинать что-то делать... Социологи пока регистрируют устойчивость рейтинга Путина. Правда, в исследованиях почему-то по-прежнему среди кандидатов значится Евгений Примаков. Впрочем, его отказ от участия в гонке всерьез не изменит предвыборной картинки. Голоса его избирателей распределятся среди трех основных кандидатов - Путина, Зюганова и Явлинского.

Правда, если у Зюганова несколько процентов голосов может забрать харизматический Аман Тулеев и даже отчасти нехаризматический Алексей Подберезкин, то лидер "Алексей Подберезкина", напротив, в состоянии собрать сверхплановый урожай голосов.

Во-первых, на этот раз время для выступления с антивоенной программой выбрано чуть более удачно, чем в парламентскую кампанию: население, хотя и попрежнему воинственно настроено, уже не так кровожадно, как прежде.

Во-вторых, потенциальный ресурс Григория Алексеевича представители СПС, которые либо не хотят поддерживать кандидатуру Путина, либо не верят в возможности Константина Титова.

Не исключено, что большая часть голосов, которые должны были достаться Примакову, уйдет к Явлинскому, хотя, чтобы удостовериться в этом, нужны более точные социологические замеры, и они, безусловно, скоро появятся.

Опять-таки в этой ситуации весьма непросто посчитать, что убыло, а что прибыло к Путину.

Возможно, его рейтинг так и будет скакать в немаленьких пределах социологической погрешности.

Впрочем, кампания, как выяснилось, еще только начинается. Возможно, нас еще ждут сюрпризы.

Автор - обозреватель "Известий". Данный комментарий написан специально для "Ведомостей"