От редакции: Помощь пришла

Федеральная налоговая служба снизила размер претензий к “ВымпелКому” за 2001 г. почти в девять раз. Теперь мытари требуют от компании не 4,4 млрд руб., а только 489,9 млн руб. (с учетом штрафов и пеней). Причем основная часть этой суммы – “неправильный” зачет НДС, по поводу которого “ВымпелКом” может еще посудиться. Так что при удачном раскладе миллиардные претензии налоговиков, из-за которых акции компании подешевели на четверть, а индекс РТС – на 13%, могут вообще сократиться до нуля.

По официальной версии, все это стало возможно благодаря вмешательству замминистра финансов Сергея Шаталова, который с карандашом в руках прочитал акт налоговой проверки “ВымпелКома”, после чего подробным образом объяснил налоговикам, где они были неправы. В предновогоднем пресс-релизе компания даже поблагодарила “руководящих представителей государственных органов, в том числе лиц, являющихся экспертами в вопросах Налогового кодекса” (Сергей Шаталов – один из авторов НК), за “активную роль” в решении конфликта с налоговиками.

Вмешательство Шаталова, в свою очередь, стало возможно благодаря реформе правительства, в результате которой Федеральная налоговая служба оказалась подконтрольна Минфину. Теперь ведомство Алексея Кудрина кроме всего прочего обязано следить, чтобы чиновники ФНС не сильно нарушали Налоговый кодекс. По закону Минфин может не только отменять противоречащие закону решения службы, но и назначать и освобождать от должности заместителей ее руководителя. В идеале за правильностью исчисления налогов должны следить сами налоговики, но на практике им приходится заботиться о пополнении бюджета, что порождает конфликт интересов. К тому же налоговую службу, чья власть над налогоплательщиками оказывается небезграничной, труднее превратить в орудие конкурентной борьбы, поэтому вмешательство третьей стороны в отношения между компанией и налоговым инспектором может оказаться вполне уместным. Наконец, Минфин, в отличие от ФНС, отвечает за государственную налоговую политику, от которой во многом зависит состояние инвестиционного климата.

Другими словами, в истории с “ВымпелКомом” очень хочется видеть первый положительный результат правительственной реформы. Но в действительности у предновогоднего хеппи-энда могут быть и совершенно другие причины. В любом случае у ведомства Алексея Кудрина еще буду шансы доказать, что расширение его полномочий пошло экономике на пользу.