От редакции: Напрасный труд

Российский Центральный банк (ЦБ) уже второй год разрывается, выполняя приказ “сверху” – одновременно снижать инфляцию и удерживать номинальный курс рубля. При этом появляется все больше подтверждений того, что цепляться за удержание курса не следует.

В верхних эшелонах российской исполнительной власти главенствует мнение о том, что слабый рубль – это подспорье российской экономике, помощь производителям в конкурентной борьбе с импортом. В качестве примера успеха такой политики рассматривается Китай, жестко зафиксировавший 10 лет назад (в 1994 г.) курс 8,28 юаня за доллар, что позволяет ему выигрывать в конкурентной борьбе за американский рынок.

Опыт 2004 г. косвенно подтверждает, что для ЦБ валютный курс стоит на первом месте – изменение курса рубля по отношению к корзине валют не более чем на 7% выдержано (хотя, конечно, сильно помог рост евро к доллару в конце года), а вот целевой ориентир в 10% по инфляции был нарушен – 11,7% за год. Небольшой прогресс по сравнению с 12% в 2003 г.

При этом польза от слабого рубля спорна. И опыт Китая – некорректный аргумент уже потому, что основа внешней торговли Поднебесной – огромный объем товарного экспорта в США на фоне высокой нормы сбережений населения. Мы же торгуем сырьем, поток нефтедолларов подхлестывает инфляцию, а борьба идет за внутренний рынок, причем в основном с европейскими, а не американскими или азиатскими конкурентами из долларовой зоны.

Укрепление курса валюты привлекает инвестиции – инвесторы готовы вкладывать деньги под меньшие проценты, но получать допдоходы от укрепления рубля. Расчеты Международного института финансов (IIF) показывают, что в 2005 г. небанковский сектор России привлечет более $14,5 млрд кредитов – самый большой объем среди развивающихся стран Европы. При этом валютные риски при таких кредитах для компаний, работающих на внутренний рынок и получающих доходы в рублях, будут невелики.

Более того, сдерживая номинальный курс за счет ускорения инфляции, ЦБ не делает рубль слабее с точки зрения реального курса. При курсе на конец 2004 г. 27,75 руб./$, инфляции в России 11,7% в год и инфляции в США 1,5% реальный курс рубля равен примерно 25,22 руб./$. Высокая инфляция серьезно обесценивает усилия по сдерживанию номинального курса.

У российских властей есть очень серьезный повод еще раз взвесить все плюсы и минусы нынешней монетарной политики и подумать о ее эффективности и возможном ее пересмотре.