От редакции: Испытания

Несогласия между восточными и западными регионами Украины – это и очевидная проблема, и потенциальная возможность для настоящей политики. Ведь необходимость примирять противоречия мобилизует политиков на поиск творческих решений. Важно и то, что Юлия Тимошенко начинает работать с очень мощным мандатом – она утверждена на посту премьер-министра Украины конституционным большинством депутатов Верховной рады.

Успехи реформ будут служить немым укором российскому руководству, а провалы – восприниматься как должное. Уже сейчас некоторые российские комментаторы указывают на идейную разнородность экономического блока и предрекают распад правительства через 2–3 месяца. Другие указывают на то, что посты министров финансов, экономики и топливно-энергетического комплекса заняли исключительные профессионалы в этих сферах. Но и проблемы им придется решать очень серьезные – мы уже писали, что предвыборная борьба и популистские расходы предыдущего правительства дорого обойдутся Украине в ближайшем будущем (“Пилюля Януковича”, № 215 от 23.11.2004, стр. А4). Да и разговоры о реприватизации – как минимум “Криворожстали”, а может, и не только ее, – едва ли добавят стабильности инвестиционному климату.

Один из главных сюрпризов – распределение постов в силовом блоке правительства – Минобороны, МВД и СБУ. Все три министерских кресла заняли гражданские чиновники, которые до этого имели мало общего с теми ведомствами, которые возглавили. И если во главе Минобороны встал полковник в отставке Анатолий Гриценко, президент центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова, то МВД возглавил представитель Соцпартии Юрий Луценко, известный тем, что был одним из первых организаторов акций гражданского неповиновения на Украине. А СБУ возглавил ближайший соратник Юлии Тимошенко.

Фигуры новых силовиков не оставляют сомнений: реформа силового блока задумана радикальная. Часть силовиков Украины так или иначе участвовала в политической борьбе на стороне бывшего президента Леонида Кучмы. Такая политическая ангажированность силовых структур не дает новым властям выбора – нужна “чистка” и серьезные реформы.

При этом огромной проблемой новых силовиков будет то, что, будучи большими энтузиастами реформ, они не являются профессионалами. Между тем, периодические трагические инциденты (например, сбитый над Черным морем пассажирский самолет или падение ракеты на пригород Киева) с участием украинской армии говорят о необходимости глубоких изменений, требующих профессионализма.

Правда, радикальные реформы и чистки – это серьезный риск. Можно вспомнить, что постоянные перетряски и реформы российских органов госбезопасности в начале 90-х гг. привели к уходу многих профессионалов и падению кадрового потенциала спецслужб. Похожая ситуация складывается сегодня и в США, где политика нового главы ЦРУ Портера Госса, призванного реформировать разведку, привела к оттоку высокопоставленных профессионалов.

Реформы силового блока, причем очень серьезные, необходимы и России. Опыт украинских радикальных реформ может быть очень поучителен. Едва ли не главное, что необходимо России сегодня, – сам факт успеха силовых реформ, доказательство, что реформы возможны и могут быть успешными. Может быть, видя, что Украина вполне успешно переводит свою армию на контракт (по плану – к 2010 г.), министр обороны Сергей Иванов перестанет давать все новые объяснения, почему это невозможно в России, и займется, наконец, самой реформой.