От редакции: Анкор, еще анкор

Инвестиционный рейтинг от Standard & Poor’s, огромные экспортные доходы бюджета и стабфонд в $20 млрд стали не только залогом финансового благополучия, но и источником проблем для российских финансовых властей. Главный российский кредитор – Германия – не только отказался предоставить дисконт в 10% от номинала погашаемой суммы, но и требует премию в 2,5% к этому номиналу.

Аналитики считают, что даже с премией погашение выгодно. К примеру, еврооблигации с погашением в 2030 г., схожие по условиям с долгом Парижскому клубу, сегодня котируются заметно выше – с премией 6,25% к номиналу против 2,5%, которые требует Германия. Но Минфин опасается, что переговоры с Парижским клубом зайдут в тупик – премия политически неприемлема для правительства.

Однако Россия уже добивалась от кредиторов уступок при реструктуризации долга в $32 млрд Лондонскому клубу коммерческих кредиторов. В начале 2000 г. тогда еще первый вице-премьер Михаил Касьянов договорился о списании 36,5% номинала долга, оставшееся переоформили в новые 30-летние еврооблигации с возрастающим купоном, а просроченные процентные выплаты реструктурировали в отдельную, 10-летнюю бумагу. Главной уступкой кредиторам стало уравнивание статуса новых бумаг и ранее выпущенных еврооблигаций, но с оговоркой, что это произойдет только после того, как Россия снова возобновит эмиссию еврооблигаций. А эмиссии до сих пор не было.

На первый взгляд кажется, что в 2000 г. условия переговоров были более благоприятными для России – золотовалютные резервы на конец 1999 г. составляли всего $12,5 млрд против нынешних $125 млрд. Некоторые эксперты даже критиковали Касьянова, говоря, что если бы он не спешил в 2000 г. и помучил Лондонский клуб неизвестностью подольше, то можно было бы списать до 70% долга.

Но все не так однозначно. В 1999 г. цены на сырье уже пошли вверх, и положительное сальдо внешнеторгового баланса превысило $42 млрд. А сегодня как раз можно найти слабину в позициях крупнейших членов Парижского клуба – Германии (42,5% долга России), Италии (12% долга) и Франции (7%). Эксперты PricewaterhouseCoopers в недавнем докладе о Европе указывают, что бюджетный дефицит в еврозоне составит в 2005 г. в среднем 2,5% от ВВП (меньше, чем в 2004 г.), но дефицит Германии, Франции и Италии останется на уровне 3–3,5% ВВП. А это нарушение пакта о стабильности, чреватое штрафом в 0,5% ВВП. Так что деньги европейцам нужны, а нам нужен опытный переговорщик, умеющий пользоваться моментом. Кстати, Михаил Касьянов, создающий частную консалтинговую фирму, делом доказал свои способности в этом качестве.

Повторить успех сейчас очень важно. Из-за проблем с досрочным погашением долга вновь звучат призывы пустить средства стабфонда на государственные мегапроекты. Но инфляционный рекорд января 2005 г. (2,6% за месяц) и темпы февраля (0,7% за две недели) эксперты связывают как раз с ростом госрасходов. Поэтому идея использования средств стабфонда внутри России становится все более и более угрожающей с точки зрения стабильности нашей финансовой системы.