От редакции: Справка о доверии

За два месяца после вступления в силу закона о назначении губернаторов четверо из них уже поставили перед президентом Владимиром Путиным вопрос о доверии, а еще один публично пообещал сделать это в ближайшее время. Совершенно необязательная и очень странная процедура приобрела такую популярность, что впору задуматься о причинах, побуждающих народных избранников добровольно слагать с себя полномочия.

Перед лицом реформы губернаторы автоматически разделились на две категории. Одни сразу дали понять, что вопрос о доверии президента волнует их в последнюю очередь. У Юрия Лужкова “нет необходимости” обращаться к Путину, его орловский коллега Егор Строев назвал это прерогативой “слабых и неуверенных”, а подмосковного Бориса Громова этот вопрос “абсолютно не интересует”.

У других есть весомые причины для добровольного отречения. Во-первых, новый закон только что вступил в силу и в администрацию президента пока еще не выстроилась очередь из новых кандидатов на доверие. Все это усугубляется текущими кадровыми проблемами, ведь полномочия глав регионов истекают и естественным образом. Пользуясь временной неразберихой, получить справку о доверии может даже тот, у кого в более спокойной ситуации не было бы никаких шансов. Во-вторых, искомая справка полезна и для будущей политической жизни, с губернаторством не связанной. Если президент поверит главе Эвенкии Борису Золотареву, то после вхождения региона в состав Красноярского края бывшему губернатору будет гораздо проще продолжать карьеру – например, на посту спикера регионального парламента. Наконец, обращение к президенту можно рассматривать и как PR-акцию. Только что избранный губернатор Ульяновской области Сергей Морозов заявил о намерении сложить с себя полномочия сразу после инаугурации 14 декабря 2004 г. (правда, до сих пор так и не сложил). При достаточной уверенности в положительном ответе президента шаг вполне разумный – губернатор оказывается руководителем, легитимным со всех сторон.

Кроме того, процедура добровольного отречения – прекрасный способ присягнуть президенту на лояльность и покаяться в прошлых, в том числе и уголовно наказуемых, грехах. Не исключено, что некоторых губернаторов попросту мучает так называемый комплекс Червякова. Герой известного рассказа Антона Чехова “Смерть чиновника” чихнул в театре и забрызгал слюной статского генерала Бризжалова. А потом так долго и назойливо извинялся, что в конечном итоге был послан вон и умер от расстройства. Как показывает этот печальный пример, любое самоуничижение должно иметь разумный предел. Включая самоуничижение всенародно избранных губернаторов.