От редакции: Сумма рисков

Российский бизнес переходит на международные стандарты финансовой отчетности без большого энтузиазма. Что совсем не удивительно, ведь МСФО – это всего лишь инструмент. Если спускать его сверху вниз директивным методом, то нужно ждать скорее новых рисков, чем роста прозрачности бизнеса и инвестиционной привлекательности.

Как только появляются позитивные стимулы, например перспектива первичного размещения, бизнес охотно переходит на интернациональный бухгалтерский язык. Но в условиях, когда открытость грозит атаками налоговиков и потерей бизнеса, а инвестиционный климат отпугивает иностранных инвесторов, ожидать энтузиазма при переходе на МСФО не приходится. К массовому переходу сейчас не готовы ни бизнес, ни чиновники.

Хорошим примером этого служат российские банки – они первыми столкнулись с переходом на МСФО и отчитываются по новым стандартам с III квартала 2004 г. При этом никаких гарантий повышения прозрачности бизнеса банка нет, констатирует в своем отчете агентство Moody’s Interfax. По методическим рекомендациям ЦБ банки могут не консолидировать в отчетах аффилированные и офшорные компании. А потом кредиторы обнаружат, что имущество не только не принадлежит банку, но и вообще находится вне российской юрисдикции.

Кроме того, практика сальдирования (netting) сделок, не несущих финансовых рисков, может скрывать сделки, ведущие к налоговым, репутационным и регулятивным рискам, и даже в ряде случаев давать повод для отзыва лицензии в связи с участием банка в отмывании денежных средств. Так что скрытые в отчетности по МСФО риски можно понять только при анализе российской отчетности.

В результате происходит чуть ли не суммирование рисков “нормального” МСФО и рисков “МСФО в редакции ЦБ” – принудительное введение новых стандартов оказывается профанацией во всех случаях, когда банки сами не хотят играть в открытую.

Что уж говорить в таком случае про большинство российских компаний? Административное внедрение МСФО среди российских компаний на фоне отсутствия стимулов к открытости и технических трудностей внедрения способно скорее вызвать хаос в отчетности, чем повысить инвестиционную привлекательность.