От редакции: Не границы, а мосты

Реформу социальных льгот можно считать наглядным пособием сразу по нескольким предметам. Реформа, в частности, показала, что бывает, если торопиться и не до конца все посчитать. Но дело не только в этом, а еще и в понимании принципов разграничения полномочий между центром и регионами.

Стоит напомнить, что вызвавшая массовые протесты монетизация льгот – это не столько самостоятельный шаг по реформированию социальной сферы, сколько необходимость, вызванная реформой системы разграничения полномочий между Федерацией и регионами. В рамках этого разграничения федеральный центр столкнулся с тем, что системы социального обеспечения на местах абсолютно непрозрачны. Повышение прозрачности существующей системы – дело дорогое и долгое, поэтому решили перейти на иные принципы финансирования.

Проблема в том, что федеральный центр, разграничивая полномочия и ответственность с региональными и местными властями, видимо, считает, что о “региональных” вопросах можно больше не думать. Но опыт развитых стран показывает, что разграничение полномочий – это не устройство забора, а уточнение сфер, в которых центр и регионы должны координировать свои действия.

Реформа по монетизации льгот – яркий пример такого рода. По мнению аналитического директора рейтингового агентства Standard & Poor’s Алексея Новикова, важнейшими условиями реформы являются наличие работающей системы соцобеспечения на местах и адекватность обязательств регионов их возможностям. Эта система должна быть способна не только выявить всех малоимущих, но и определять необходимый размер причитающихся им выплат и проводить эти выплаты. Продумать, а тем более выстроить такую систему из центра невозможно, с ней нужно работать на региональном и местном уровнях. Поэтому рациональнее было бы разделять между центром и регионами не категории льготников, а виды соцпомощи: Федерация предоставляет сами выплаты, а регионы и муниципалитеты должны выстроить систему соцобеспечения для доведения этой помощи до населения.

Теперь же из-за большой разницы между финансовыми возможностями Федерации и регионов возникает неравенство между разными категориями льготников. Нарушается главный принцип социальной помощи, ведь она должна выравнивать доходы малоимущих слоев. Есть проблемы и со способностью регионов выполнять возложенные на них обязательства. Российские регионы и муниципалитеты не могут менять ставки “своих” налогов и вводить новые, доля гибких доходов в бюджетах российских городов в основном не превышает 10%, исключением являются лишь Санкт-Петербург и Москва. В то время как, например, у Брюсселя гибкие доходы составляют более 60% бюджета, у Мадрида – более 50%, у Будапешта – более 45%.