От редакции: Нефть пилят

“Юганскнефтегаз” не станет самостоятельной государственной компанией, и ее не возглавит президент “Роснефти” Сергей Богданчиков. Сама “Роснефть” не сольется с “Газпромом” – она передаст ему лишь часть активов и при этом сохранит за ними “полный финансовый контроль”. А заявления главы “Газпрома” Алексея Миллера, сделанные в среду в эфире НТВ и в четверг – на заседании правительства, не соответствуют действительности и являются его “исключительно личным мнением”, заявила вчера пресс-служба “Роснефти”. Чуть позже замглавы Минэкономразвития Андрей Шаронов опроверг и это заявление, сказав “Интерфаксу”, что государство приняло “окончательное решение” о слиянии компаний и что оно пройдет “без участия “Юганскнефтегаза”. Трейдеры на бирже были в растерянности. “Рынок находится в боковом тренде”, – пояснил “Ведомостям” один из экспертов. Это когда кривая индекса похожа на пилу.

В свое время руководитель Росэнерго и член совета директоров “Роснефти” Сергей Оганесян говорил, что “Роснефть” купила “Юганск” на деньги, позаимствованные у китайской CNPC в качестве предоплаты в счет будущих поставок нефти в Китай.

Потом министр финансов Алексей Кудрин сказал, что это ВЭБ занял $6 млрд у китайских банков, а затем выдал их “Роснефти”. Потом пресс-служба Минфина заявила, что ВЭБ к сделке не причастен, а сама “Роснефть” – что получила кредит не на оплату акций “дочки” “ЮКОСа”, а на какие-то “капиталоемкие стратегические проекты”. А потом с опровержением выступил и китайский МИД.

Через несколько дней “Роснефть” чуть было не повесила долг перед китайцами на три собственные “дочки” при помощи сложных вексельных схем, которые вызвали сильное недоумение даже в администрации президента. И уже назначила дату внеочередных собраний акционеров, которые должны были одобрить сделки, но потом отменила. А в среду стало известно, что “Юганскнефтегазом” владеет не только “Байкалфинансгрупп”, но и мало кому известные ООО “МЕГА АЛЬЯНС” и ЗАО “Форпроект XXI”. Ситуацию менеджеры не объясняют. И правильно, в общем, делают, потому что сколько же можно путаться в показаниях.

Объяснение может оказаться предельно банальным. В конце февраля “Юганскнефтегаз” продал “Роснефти” 55 млн т нефти, т. е. почти всю годовую добычу, по смехотворной цене – $100 за 1 т. Видимо, тогда Сергей Богданчиков думал, что продает нефть себе, а оказалось – Алексею Миллеру. Ведь по новой схеме вместо контроля за “Роснефтью” Богданчиков получает “пустой” “Юганск”. Может быть герои истории обманывают не общественность, а друг друга? С учетом скудности и противоречивости официальной информации обо всем этом можно только догадываться.

Остается искренне сочувствовать президенту Владимиру Путину, которому рано или поздно придется придумать происходящему какое-то объяснение. Впрочем, у него это хорошо получается. Например, так: “Сегодня государство, используя абсолютно легальные рыночные механизмы, обеспечивает свои интересы”.

Вчера вечером задача толкователя еще немножко усложнилась. Источник, близкий к совету директоров “Роснефти”, сообщил “Интерфаксу”, что упомянутое в начале статьи заявление компании – результат “технической ошибки пресс-службы”, что Сергей Богданчиков находится в отпуске и поэтому не мог санкционировать этот пресс-релиз. Вы в этой истории чему-нибудь верите?