Незаменимый враг

Считается, что лидера правых сил и главного энергетика России Анатолия Чубайса в стране не любят. Интеллигенция – за равнодушие к “слезинке ребенка” и либеральную империю, народ – за грабительские реформы и предательский цвет волос. Свои счеты к Чубайсу у силовиков, региональных элит и бандитов. В конце концов, и в менеджменте РАО, где последний год царит “здоровая конкуренция”, не может не быть тайных недоброжелателей у начальника, который эту конкуренцию устроил.

Но странное происшествие на дороге из Жаворонков в Москву с пиротехникой и автоматными очередями невозможно списать на происки какой-либо из перечисленных сил.

Борис Грызлов уже назвал эту акцию “кощунством”. И с точки зрения мифологии переходного периода он прав. Чубайс нужен абсолютно всем системным участникам великого постсоветского перехода, начиная с коммунистов и заканчивая ВВП.

Народные мстители? Но выразителям боли народной наличие живого и здравствующего Анатолия Борисовича жизненно необходимо. Для КПРФ и “Родины” Чубайс, пригретый властью, – беспроигрышный способ мобилизовать своих избирателей на поход к урнам. Без Чубайса преступность режима сильно тускнеет, а Михаил Ефимович Фрадков выглядит ничуть не более антинародно, чем Геннадий Андреевич Зюганов или Дмитрий Олегович Рогозин.

Силовики? Не их стиль. Чубайс не Масхадов, и разбираться с ним будут (если будут) по канонам сложившейся в путинской России сословной этики. Свое недовольство деятельностью РАО ЕЭС этот клан выразил бы повесткой в прокуратуру, налоговыми претензиями за сделку с Falkon, на худой конец, взятием в заложники, сиречь, помещением в “Лефортово” сотрудницы правового департамента РАО.

Кремль? Вот уж кто меньше всех заинтересован в шумихе вокруг Чубайса. Зачем лишний раз привлекать внимание к тому, что под звуки советского гимна в России полным ходом реализуется программа правительства младореформаторов? С парохода современности Чубайса можно будет спихнуть ближе к выборам, а сейчас “чесать, где не чешется” – это контрпродуктивно.

Словом, без Чубайса в пантеоне России переходной появится дыра, несовместимая с жизнью. Устранение Чубайса с российской политической сцены будет означать, что страна, собственно, уже пришла. Для элиты и народа страны, в общем-то уже привыкших к своей вечной “транзитивности”, конец перехода может оказаться потрясением ничуть не меньшим, чем его начало. Чего не скажешь о деятелях, выброшенных из процесса.

За последний год с небольшим Чубайс уже третий недоубитый деятель на постсоветском пространстве. Прошлой зимой неизвестные злоумышленники чуть не отняли у страны Ивана Рыбкина. Осенью неизвестные накормили ядом Виктора Ющенко.

Злоумышленников не нашли ни там, ни там, но в отношении российской власти у многих осталось какое-то нехорошее послевкусие. Ведь если Кремль и не убивал, то он все равно в ответе за то, что в России опасно ездить по утрам на работу. Что и требовалось продемонстрировать.