От редакции: Частное плюс общее

Идея партнерства бизнеса и государства начинает обретать плоть – доработанный к второму чтению законопроект о концессиях Минэкономразвития представило на согласование комитетов Госдумы.

Инфраструктура – главная сфера для сложения усилий государства и бизнеса. Схемы ЧГП широко применяются в мире, наиболее активно – в Евросоюзе. По данным аналитиков Dealogic, только в 2004 г. было подписано 68 новых контрактов об участии частных компаний в строительстве и эксплуатации гособъектов (в 2003 г. было подписано 55 таких контрактов). Среди контрактов есть и стратегические – разработка новой модели самолета-дозаправщика для военно-воздушных сил Британии и европейской спутниковой системы глобального позиционирования Galileo, аналога и конкурента американской системы глобального позиционирования GPS. Более того, в Великобритании формируется вторичный рынок контрактов ЧГП, на котором разного рода инвестиционные институты покупают доли в действующих ЧГП для диверсификации своих вложений.

Россия начнет внедрять ЧГП с концессий, проект закона о которых был принят в первом чтении еще в 1996 г. Недавно предприниматели напомнили правительству об этом, и Минэкономразвития оперативно доработало документ. Эксперты, знакомые с проектом, оценивают его позитивно. Он составлен юридически грамотно, что позволило удачно вписать концессионные механизмы в рамки действующего гражданского законодательства. И хотя концессии возможны везде, кроме недропользования, ждать прихода инвесторов стоит прежде всего в ЖКХ и транспортную инфраструктуру. По оценкам Всемирного банка, в 1990-х гг. только в развивающихся странах по концессионному принципу было реализовано более 600 транспортных проектов на сумму $125 млрд.

Законопроект еще требует доработки. Имеющаяся оговорка о неизменности в течение семи лет налогового и таможенного режимов, как показывает практика, плохо принимается судами и не может служить гарантией инвесторам. Нужно более четко прописать обязательства государства по обеспечению стабильности условий. Например, гарантировать, что в течение всего срока концессии или определенного периода не будут введены новые налоги, а регулируемые тарифы не будут опускаться ниже некоего минимально прибыльного уровня.

Важно и более детально описать процедуру выбора концессионера без конкурса, обеспечить ее прозрачность и гласность. Ситуации, когда проект не интересен никому, кроме одного игрока и государства, возможны. Но нужно гарантировать, что при российской коррупции не будет массовой раздачи концессий “своим”, особенно на региональном и местном уровнях.

Но есть проблема, которую не решить доработкой формулировок. Прописанная в законе невозможность расторгнуть концессионное соглашение иначе как по решению суда – хорошая гарантия защиты прав инвестора в теории, но весьма условная на практике, когда российские суды не вызывают доверия, особенно при спорах с государством.