От редакции: Реформа без пауз

Становление местного самоуправления – необходимый элемент построения гражданского общества, поэтому значимость муниципальной реформы трудно переоценить. Ее главный смысл – передать полномочия по решению текущих проблем территорий на места. Считается, что местные власти, наделенные необходимыми полномочиями и ресурсами, могут эффективнее решать локальные проблемы и активно развивать собственные территории.

Основной закон реформы – закон о местном самоуправлении – был принят еще осенью 2003 г., и сначала предполагалось, что он вступит в действие с 1 января 2005 г. Но затем этот срок был отложен на год – отчасти из-за задержек с принятием необходимых поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы, отчасти из-за сложности и масштабности тех задач, которые этот закон ставит перед муниципалитетами.

Но и этот срок некоторым чиновникам кажется недостаточным. Председатель Счетной палаты Сергей Степашин предлагает еще раз перенести срок введения в действие закона о местном самоуправлении и сначала запустить пилотные проекты в 10–15 регионах. Аргументируется это тем, что многие регионы просто не готовы к реформе, в муниципалитетах не сформированы необходимые органы. Это, по мнению Степашина, грозит не меньшими проблемами, чем при монетизации льгот.

Эксперты соглашаются с тем, что проблемы с подготовкой к реформе есть. Например, закон о местном самоуправлении от 1995 г. допускал разнообразие форм организации местного самоуправления. В 22 регионах сложилась двухуровневая модель самоуправления, в 51 регионе – одноуровневая, а в остальных регионах – на уровне городов и сельских поселений с территориальными органами власти субъекта Федерации на уровне районов. При этом закон предполагает повсеместное внедрение двухуровневой модели – когда органы самоуправления имеются и в городах, и в поселениях, с одной стороны, и в районных центрах – с другой.

Получается, что в большинстве регионов придется менять систему местной власти, проводить выборы для формирования недостающих органов, искать необходимые для этого ресурсы и кадры. На смену системы местной власти потребуются деньги, время и управленческие усилия, необходимые для отладки системы межбюджетных взаимоотношений между центром, регионом и муниципалитетами. Ошибки в этой сфере чреваты такими же проблемами, как и в случае с реформой социальных льгот.

Но что даст отсрочка? Становление местного самоуправления, по мнению директора фонда “Институт экономики города” Надежды Косаревой, задача на годы, если не на десятилетия. Скорее наоборот, отсрочка нарушит фактор предсказуемости. Реформа должна идти по утвержденному и всем известному плану. Да и момент “нефтяного изобилия” нельзя упустить. Ведь для оперативного исправления ошибок, которых в такой сложной реформе не может не быть, нужны ресурсы. Будет ли у страны такой резерв завтра?

Анализ мировой практики бюджетного федерализма, проведенный Центром фискальной политики, показал, что его основная задача – выбрать эффективную модель бюджетных отношений для конкретных экономических и политических условий. Критерий эффективности – качество и уровень бюджетных услуг. Реформа должна быть нацелена именно на достижение этих целей, а не достраивание вертикали власти до самого низа.