От редакции: Златоуст

Правда, пообещав бизнесменам не ворошить итоги приватизации, Путин остроумно отметил, что “эффективным механизмом решения государственных проблем” должна стать налоговая служба. В этом есть подвох – национализация нефтяной компании “Юганскнефтегаз” прошла не под флагом пересмотра итогов приватизации, а в счет погашения налогового долга. Но бизнесмены сделали вид, что подвоха не заметили, и остались очень довольны.

Беседы Путина с предпринимателями давно напоминают разговор психоаналитика с пациентом, которого одолевают разнообразные фобии. Общаться приятно, хотя польза не очевидна. Отвечая однажды на вопрос китайских журналистов о причинах своей популярности, Путин сказал, что старается придерживаться нескольких правил, и в первую очередь – не врать. Но стараться не врать – это еще не значит всегда говорить только правду.

От Путина можно было услышать, что “отбирать у людей право выбирать руководителей в регионах было бы неправильным... и стало бы элементом неуважения к избирателям” (это, правда, слова почти пятилетней давности). Или что у государства “нет, не было и не будет” цели национализировать “ЮКОС”. Или что “повторная” продажа земли под приватизированными предприятиями “несправедлива”. Последнее, кстати, было сказано на съезде РСПП через месяц после ареста Михаила Ходорковского и так обрадовало олигархов, что о ситуации вокруг “ЮКОСа” они даже не заикнулись.

С тех пор правительство никак не может определить “справедливую” выкупную цену земли. Согласно последнему варианту, предложенному Минэкономразвития, бизнесменам придется доплатить государству около 40 млрд руб. (это по подсчетам РСПП).

В бюджетном послании на 2005 г. президент обещал снизить НДС с 1 января 2006 г., чего, судя по настрою правительства, тоже не случится. Проблема своевременного возмещения налога экспортерам и инвесторам, осуществляющим капитальные вложения, о которой президент говорил летом 2004 г., тоже пока не решена. О либерализации акций “Газпрома” президент говорит уже не первый год, но и ее пока не случилось.

Тем не менее бизнесмены все равно очень рады словам президента. Особенно обещаниям фактической амнистии приватизации и залоговых аукционов, сроки проведения которой, впрочем, пока также неизвестны.

“Это шаг на пути к укреплению уважения к правам собственности”, – сказал журналистам глава холдинга “Интеррос” Владимир Потанин, добавив, что президент предпринимает серьезные усилия “для стабилизации отношений власти и бизнеса” и что усилия эти выгодно отличаются от действий ближайших соседей по СНГ, намекая, вероятно, на Украину. Рынок также отреагировал на слова Путина позитивно. Индекс РТС подрос к концу торгов почти на 2,53%. Капитализация компаний, входящих в индекс, повысилась на $1,3 млрд, а “Газпрома” – на $780 млн. Сколько же стоят слова президента?