От редакции: Дальнозоркость ЕС

Судя по последним исследованиям, производители из Западной Европы (старого Евросоюза) страдают своеобразной экономической дальнозоркостью – они не видят возможностей, которыми богаты их ближайшие соседи. По мнению аналитиков The Boston Consulting Group, опубликовавших в начале года доклад о конкурентных преимуществах Центральной и Восточной Европы, западные предприниматели недооценивают потенциал своих ближайших соседей. Бурно расти благодаря глобализации могут не только Китай и Индия, но и “новая Европа”, включая Россию.

Даже прямые издержки в странах Центральной и Восточной Европы могут быть сравнимы с показателями Китая – в Европе они выше лишь на несколько процентов для нетрудоемких производств. А учитывая логистику и временные затраты при транспортировке, Китай даже проигрывает в таких отраслях, как производство мебели, шин, изделий из стали, автопроизводство и приборостроение. Еще несколько аргументов в пользу Центральной и Восточной Европы, включая Россию: более высокое качество инфраструктуры и бизнес-климата, качество человеческого капитала, схожий менталитет и потенциал рынков в терминах подушевого дохода, который в среднем примерно в четыре раза выше, чем в Китае.

Так же как и специалисты BCG, эксперты консалтинговой компании A.T. Kearney в своем анализе рынка международного аутсорсинга указывают на то, что не следует концентрироваться на одних только издержках. Оценивать нужно весь набор значимых для бизнеса факторов. Да, в составленном A.T. Kearney рейтинге привлекательности с точки зрения аутсорсинга в мире лидируют Индия, Китай и Малайзия. Но с ними вполне могут соперничать и новые члены Евросоюза – Чехия (4-е место рейтинга), Польша (10) и Венгрия (11) и входящая в “семерку” Канада (8).

Дело, по мнению аналитиков, в том, что такие факторы, как уровень развития инфраструктуры, квалификация сотрудников, качество бизнес-климата оказываются важнее дешевизны рабочей силы. В рейтинге доступности трудовых ресурсов BCG у России 10-я позиция, между Польшей и Италией. По квалификации, образовательной и культурной привлекательности нашего рынка Россия в рейтинге A.T. Kearney – в середине списка, на 14-м месте, между Венгрией и Португалией. По издержкам – на 6-й позиции.

Главным негативным фактором, тянущим нашу страну вниз в общем списке (21-е место из 25), аналитики A.T. Kearney считают низкое качество бизнес-климата (последнее место по этому показателю). Вопреки мнению многих на Западе, политический риск не является нашей самой большой проблемой. По данным Economist Intelligence Unit, Россия по этому показателю надежнее Китая. Это можно считать комментарием к привычному аргументу о том, что Китай, несмотря на весь госкапитализм и коррупцию, растет быстрее всех.

Кроме того, можно подвести некую основу под разговоры об уникальном положении России между Европой и Азией. Там, где Китаю как производственной площадке альтернативы нет, или там, где он конкурирует с европейскими странами на равных, ключевым фактором может стать транспортный потенциал России. Наконец, исследования, подобные докладу BCG, дают возможность объективно оценить потенциал российской экономики – стоило бы обратить на это внимание, когда правительство очередной раз задумается о том, какие отрасли стоит поддержать. А также какие именно позиции важно отстаивать на международных переговорах, в частности на переговорах о вступлении в ВТО.