От редакции: Сдавайте прибыль

Идея чиновников проста – госимущество должно приносить в бюджет гарантированные деньги. Причем на фоне выплат частных компаний предлагаемая планка выглядит скромно. В прошлом году МТС выплатила акционерам 42% чистой прибыли, “Северсталь” направляет на эти цели не меньше 25%, а дивиденды “Сибнефти” в былые годы превышали 50%. Между тем компании с госучастием, например, “Газпром”, Сбербанк, “Транснефть”, “Роснефть”, “АЛРОСА”, не столь щедры. В итоге одно лишь совместное предприятие “Вьетсовпетро” перечисляет в госказну почти столько же, сколько все АО с госучастием, вместе взятые: в бюджете на 2005 г. заложено 12,5 млрд руб. и 15 млрд руб. соответственно.

Сложность в том, что ни в академической среде, ни среди менеджеров и инвесторов нет единого мнения о том, как дивидендная стратегия влияет на капитализацию и эффективность компании. Согласие достигнуто лишь по поводу того, что политика эта должна быть в принципе. Но выражаться она может по-разному: отношение к чистой прибыли, доходности, гарантированном минимуме. Крупнейшие западные нефтегазовые компании не стремятся к постоянному соотношению дивидендов и чистой прибыли. По данным Института финансовых исследований, у Exxon эта величина в 1994 г. составляла почти 74%, в 1995 – 58%, а в 2000 – лишь 34%. BР тоже платит по-разному – 32% в 1994 г., 72% в 1995 г. и 41% в 2000 г.

Росимуществу надоело каждый год спорить с госкомпаниями о размере дивидендов. Чиновники хотят установить для всех единую планку – не менее 10% чистой прибыли, но не ниже уровня предыдущего года.

Единая дивидендная политика государства могла бы навести в этом разброде приятный глазу порядок. Но каким он должен быть? Последняя попытка утвердить дивидендную стратегию на уровне правительства предпринималась в 2003 г. и закончилась провалом. Тогда чиновники предлагали установить для монополистов, чьи цены регулируются государством, 15%-ную норму дивидендов. Остальные должны были отдавать акционерам всю чистую прибыль за вычетом отчислений в резервный фонд. По сравнению с таким радикальным проектом нынешний кажется более реальным.

Варианты дивидендной стратегии правительства тоже можно обсуждать. Но она в любом случае полезна и для государства, которому будет проще прогнозировать бюджетные показатели, и для компаний – чтобы планировать долгосрочные инвестпрограммы и не спорить каждый год с чиновниками, и для частных инвесторов, которые всегда заинтересованы в простых и понятных правилах игры.