От редакции: Шероховатость

“Шероховатости, возникшие при проведении административной реформы, неизбежны”, – справедливо заметил вице-премьер Александр Жуков. Шероховатости с госимуществом не слишком режут глаз на фоне того, что происходит в других ведомствах. Из-за реорганизации Минсвязи сотовые операторы месяцами не могут увеличить номерную емкость, а производители телефонов – сертифицировать новые модели, из-за чего на рынке появляются сотни тысяч серых трубок. Из-за ликвидации Госхлебинспекции рестораны остаются без итальянских макарон и выпечки, а магазины – без гречки и риса, которые становится невозможно легально ввезти в страну. В результате административной неразберихи представители государства в советах директоров крупнейших компаний вроде “Транснефти” или “Иркутскэнерго” голосуют без директивы премьер-министра. Сами советы директоров в нарушение закона избирают без участия собрания акционеров, к тому же в них оказываются чиновники, не утвержденные правительством. Руководители многих ГУПов, которые перестали подчиняться отраслевым министерствам, не могут вовремя согласовать хозяйственные вопросы в Росимуществе, перегруженном работой. Федеральная конкурсная комиссия не выдает новые частоты теле- и радиокомпаниям, а Минпромэнерго и Федеральное агентство по промышленности не подписывают давным-давно готовые документы о создании оборонных холдингов.

Если бы вопрос был сугубо техническим, премьер-министр вполне мог бы пригласить обоих руководителей в свой кабинет и объяснить, кто в правительстве главный, иначе ведь можно и до новогодних каникул проспорить. И у Росимущества, и у РФФИ имеются влиятельные группы поддержки (в одну из которых, судя по всему, входит и сам премьер Михаил Фрадков), да и предмет спора стоит приличных денег.

При этом чиновники многих ведомств сами становятся заложниками реформы и месяцами сидят без зарплат, ожидая выхода необходимых постановлений и распоряжений.

Конечно, рано или поздно страданиям всех этих людей придет конец. Как говорит автор реформы Дмитрий Козак, любая реорганизация управленческих структур приводит к некоторым временным сбоям в работе. И все это, в принципе, можно потерпеть – было бы ради чего. Проблема в том, что первоначальный смысл административной реформы за всей этой неразберихой как-то потерялся.

В идеале чиновники должны были разделить все функции органов власти на взаимоисключающие и избыточные (ненужные). Первые предполагалось развести по разным ведомствам (правоустановление – министерствам, правоприменение – агентствам, надзор – службам). А вторые, в количестве около 3000, отменить вовсе, избавив бизнес от излишнего административного давления. Но чтобы сделать это последнее и самое важное, нужно еще принять множество новых законов, и пишут их сейчас те же самые чиновники, которые вместе с полномочиями лишаются стабильного источника доходов. Поэтому верить в быстрый успех козаковского начинания было бы по меньшей мере неосмотрительно. Но самое страшное, видимо, еще впереди. Ведь многочисленные организационные ляпы – прекрасный повод окончательно разочароваться в реформе и под этим предлогом полномочия не отдавать. Тем более что принятие каждого нового закона – например, об отмене лицензирования аудиторской деятельности – очевидно грозит рынку новыми неувязками и “временными сбоями в работе”.