От редакции: За нас, за вас

Возможность или невозможность, как теперь оказалось, сделки по продаже “Силовых машин” немецкому концерну Siemens зависела прежде всего от позиции властей. И хотя формально решение о продаже “Силовых машин” принимала Федеральная антимонопольная служба, было ясно, что дело не только и не столько в вопросах конкуренции.

Нужно признать, что причины для размышления были – есть доводы как за, так и против продажи немцам “Силовых машин”. Главный плюс сделки – российская компания стала бы частью глобальной энергомашиностроительной корпорации, удовлетворяющей до трети мирового спроса в этой области. Никто из возможных российских претендентов на покупку “Силовых машин”, среди которых “Базэл” и РАО ЕЭС, не обладает глобальной системой производства и продаж, которая есть у немецкого концерна. Кроме того, Siemens – один из инновационных и технологических лидеров сектора энергомашиностроения, причем в областях, где Россия несколько отстала, например в теплоэнергетике. Правда, с вопросом передачи технологий не все просто – Siemens не обязательно стал бы сразу налаживать на российских предприятиях производство самой передовой продукции.

К более важным рискам сделки можно отнести то, что “Силовые машины” – это до 80% российского рынка гидрогенераторов и 50–60% рынка турбин в нашей стране. И речь идет о рынках с перспективой роста на десятки миллиардов долларов – новые собственники энергогенерации скоро будут менять свои изношенные мощности. К тому же сегодня “Силовые машины” успешно конкурируют с тем же Siemens и на международных рынках – в частности, в Индии (за год – два контракта на $250 млн каждый), Юго-Восточной Азии и Латинской Америке.

Но никто не слышал из уст госчиновников цифр расчетов, прогнозов будущей динамики рынков и оценки целесообразности тех или иных шагов по сделке Siemens – “Силовые машины”. Зато мы слышали про проблему оборонных составляющих “Силовых машин”. Еще в декабре эта проблема казалась разрешимой – после вывода из продаваемой компании Калужского турбинного завода, выпускающего оборудование для атомных подлодок, и подготовки поведенческих условий для Siemens премьер-министр Михаил Фрадков не видел препятствий для сделки. Но потом он передумал – все перевесили оборонные страхи.

История Siemens – “Силовые машины” – пример более общей тенденции. Необъяснимые колебания и изменения решений российских властей, по мнению немецкого политолога Александра Рара, ведущего специалиста по России и СНГ в Германии, запутывают иностранных партнеров России, заставляют задумываться о смене курса и о том, кто же контролирует власть в России. При большей определенности с курсом инвестиций было бы больше, считает эксперт. И видимо, не только инвестиций – сегодня у нас есть шанс укрепить свое политическое влияние в мире, оставить российский отпечаток на определении пути его развития, учитывая грядущее председательство России в “восьмерке”. Но чтобы не упустить этот шанс, Кремлю нужно определиться: мы хотим интеграции или будем настаивать на жестком противопоставлении отечественного и иностранного, наших и ваших?