От редакции: Сейчас и потом

То есть, по сути дела, ситуация с правами миноритариев очень важна для будущего экономики, для фондового рынка как инструмента ее развития. Но будущее – это далеко, а в настоящем времени есть крупные собственники, желающие быстро принимать решения по поводу своих активов. Помочь им в этом призваны поправки в закон об акционерных обществах, позволяющие владельцу очень большого пакета акций компании принудительно докупать доли мелких акционеров.

Такие права есть у суперакционеров на многих рынках, но в российской специфике этим механизмом нужно пользоваться крайне осторожно, считают некоторые инвесторы. По оценкам Вадима Клейнера из Hermitage Capital Management, принятие поправок в их прежней редакции могло ущемить интересы более 188 000 институциональных и частных инвесторов, суммарные инвестиции которых в российские компании превышают $3 млрд. Протесты были услышаны президентом, который минувшей осенью дал отрицательный отзыв на законопроект.

Законодатели попытались учесть замечания и внесли в Думу новую версию документа. В частности, до 95% поднята планка, дающая право требования выкупа (в большинстве стран Евросоюза она находится на уровне 95–98%); появилось требование выкупа миноритарной доли по максимальной цене консолидации 95%-ного пакета. Изменен и порядок выбора оценщика в случае, когда он необходим – теперь его будет выбирать Федеральной службы по финансовым рынкам. При этом авторы настаивают, что поправки необходимы, чтобы не допускать шантажа со стороны миноритариев. Кроме того, как не устают напоминать авторы, практика принудительного выкупа весьма широко распространена в Евросоюзе и США.

Но проблема в том, что институционально-правовая среда в России не похожа на ситуацию в странах Запада. Прежде всего, эффективность и объективность судебной системы за рубежом значительно выше, чем в России, да и самые вопиющие примеры шантажа со стороны миноритариев – результат коррупции в судах, а не пробелов в акционерном праве.

Кроме того, оценщики и менеджмент компаний на Западе несут ответственность вплоть до уголовной, если их действия нанесли ущерб акционерам. В США, Германии и Франции предусмотрено и то, что госорган или суд обязаны оценить справедливость цены выкупа. У нас же отсутствие закона об аффилированных лицах позволяет манипулировать ценами выкупа консолидируя акции “своими” фирмами по заниженным ценам. И даже самая объективная оценка не решит всех проблем – в России суперакционер часто размывает ее стоимость. Примеры – трансфертное ценообразование (повсеместная практика в нефтяной отрасли) или дискриминационная по отношению к дочерним компаниям дивидендная политика – некоторые компании платят минимальные дивиденды акционерам дочерних фирм, но по-царски щедры по отношению к своим акционерам.

Похоже, что Россия пока просто не готова к введению принудительного выкупа. Сегодня лучше не заставлять, а договариваться. До введения этого механизма, нужно еще долго, как выразился прокурор Владимир Устинов, “шить правовое поле нашего государства”.