От редакции: Чем красен долг

Строить любую систему лучше тогда, когда для этого есть время и ресурсы. Сейчас в России есть и то и другое для создания современной системы управления госдолгом – Минфин в долговой стратегии поднял эту тему очень вовремя.

В самом госдолге нет ничего ужасного – многие страны мира живут в долг. Но не все они могут похвастаться системным подходом к управлению госдолгом. Один из ярких позитивных примеров – отлаженная система Ирландии, где с 1990 г. действует национальное долговое агентство.

Агентство должно гарантировать, что государство в любой момент сможет занять нужную ему сумму по минимально возможной в этих условиях цене и с минимальными рыночными, процентными и валютными рисками, без возникновения опасных для бюджета пиков платежей. А для оценки эффективности работы агентства применяется “модельный портфель”, отражающий желаемую структуру госдолга по процентным ставкам и срокам. Сравнение результатов агентства с “модельным портфелем” в 2003 г. поручили одному из ведущих инвестбанков мира, а результаты заверили аудиторы из “большой четверки”. А в последние годы агентство внедрило сложные электронные системы управления рисками, не уступающие тем, что используют лидеры инвестиционной индустрии.

Ликвидность и минимизация рисков и издержек – общие для большинства долговых агентств мира цели. А вот средства их достижения зависят от страновой специфики. В той же Ирландии в последние годы упор делают на расширение круга держателей госбумаг (доля инвесторов-нерезидентов с 1998 по 2004 г. выросла с 22% до 80%), поддержание стабильного оборота по бумагам и изменение временной структуры долга под нужды инвесторов. А, например, в Швеции, которая не входит в зону евро, а потому несет валютные риски, сосредоточились на замещении внешнего долга внутренним – на него сегодня приходится до 80% от всего госдолга.

Наш Минфин в проекте своей долговой стратегии на 2006–2008 гг. планирует вполне адекватные шаги, соответствующие целям ликвидности и минимизации издержек и рисков: снижение веса госдолга к ВВП с 16,8% в 2005 г. до 12,4% в 2008 г., а также увеличение доли рыночного внешнего долга. В случае досрочного погашения нерыночного долга Парижскому клубу доля рыночных долговых инструментов в общем объеме внешнего долга должна вырасти с нынешних 48% примерно до 76%.

Но смущает, что эти тактические шаги преподносятся в качестве стратегических целей. Некоторые эксперты полагают, что интерес Минфина не идет дальше желания нарисовать картину высокой эффективности своей работы в рамках системы финансирования по результатам. При этом вопрос о создании полноценного долгового агентства в стратегии даже не ставится. Важнейшая задача построения системы эффективного управления госдолгом может стать жертвой аппаратных игр.