Неожиданность

Разделение продающихся в России автомобилей на “отечественные” и “иномарки” теряет смысл. Вслед за Ford, Hyundai, Kia, Daewoo, BMW и Land Rover в России будут делать и Toyota. Вторая компания в мире по количеству выпускаемых автомобилей и в России не стала мелочиться: она берет в аренду умопомрачительный участок земли в 220 га и будет строить там завод, окружив его предприятиями поставщиков.

Предшественники Toyota, налаживавшие в России сборку своих автомобилей, шли по очевидному пути выпуска компактных машин, способных быть единственным транспортным средством россиянина из растущего “среднего класса”. Проекты по сборке BMW и Land Rover не в счет из-за очень небольших объемов. Одно из золотых правил маркетинга – не атаковать конкурента “в лоб”, а захватывать пустующую нишу. Японская корпорация совершила блестящий маневр, удивив и конкурентов и аналитиков. Она выбрала нашу страну в качестве площадки для достаточно крупносерийной сборки автомобиля бизнес-класса.

Camry – одна из настоящих звезд модельной гаммы Toyota. Это самый продаваемый автомобиль на самом привередливом авторынке – американском. В России машина безоговорочно лидирует в своем классе, обходя и BMW 5-й серии, и Audi A6, причем в разы: в минувшем году, например, в нашей стране было продано почти 10 000 Camry против менее чем 2000 “пятерок” BMW.

Дело в привычном японском сочетании “цена – качество”. Всем хороши и “шестерка” Audi, и “пятерка” BMW, но нижняя граница их цен проходит на пять-десять тысяч долларов выше верхней границы стоимости Camry. Самая “навороченная” Camry в России стоит около $40 000 – о немцах-одноклассниках за эти деньги и мечтать не стоит. А у владельцев машин “с пробегом” – что из Японии (с правым рулем), что из США (с левым) – Camry заслужила славу вечной и “неубиваемой”, чего нельзя сказать о сравнительно доступных по цене “корейцах”.

Самая “простая” Camry со 150-сильным двигателем объемом 2,4 л стоит в России чуть меньше $30 000. Внутреннему производству, опирающемуся на внутренних поставщиков, под силу снизить эту цифру тысяч на пять. А теперь вспомним, что $25 000 – это в России цена машин не только на размер меньше, чем Camry, но в некоторых случаях и на “два размера”: это цена Volkswagen Golf или Volvo S40 в “богатых” комплектациях. И хотя похоже, что Toyota затеяла строительство завода в основном с расчетом на экспорт машин в Европу, российские автолюбители не будут на нее в обиде. Бизнес-седан по цене “компакта” – на такое в России еще никто не замахивался.