От редакции: Алхимия-2008

Задача слияния “Газпрома” с “Роснефтью” решается уже больше полугода и все больше напоминает поиски философского камня. И все труднее найти экономические объяснения тому, что происходит. Зато напрашиваются какие угодно другие.

Несмотря на то что на президентских выборах в 2004 г. победитель был известен заранее, политическая борьба все же была. Она шла не между кандидатами и программами, а внутри окружения будущего триумфатора. Борьба за то, чтобы предложить свою помощь так, чтобы от нее нельзя было отказаться. Возможно, и сейчас формируются такие центры влияния, которые никак не договорятся между собой и потому не могут слиться в один всеобъемлющий “Газпром”.

Выборы 2008 г. будут гораздо более сложным и дорогостоящим мероприятием, чем выборы-2004. Проект “преемник” придется реализовывать на фоне призраков “цветной революции”, бродящих по СНГ. При этом недоверие населения к центру и недовольство еще вырастут. А в ближнем круге Владимира Путина окончательно оформятся предвыборные группировки. Они уже концентрируют ресурсы для борьбы между собой. Эта невидимая миру склока прорывается наружу в истории со слиянием “Газпрома” и “Роснефти”, где сегодня собраны финансовые ресурсы, прямо подконтрольные госчиновникам.

Причем в момент объявления о слиянии премьер-министр Михаил Фрадков сказал “Ведомостям”, что “Газпром” будет превращаться в прозрачную структуру, объединять нефтяные и газовые активы, чтобы повысить конкурентоспособность на мировом рынке”. А большинство аналитиков расценили объявление о слиянии компаний как реальный – даже исторический – шаг к долгожданной либерализации рынка акций газовой монополии. Как экономическую компенсацию за политическое закручивание гаек – отмену выборов губернаторов и переход к выборам в Думу по партийным спискам. Как консолидацию государственных нефтегазовых активов с целью увеличения их капитализации.

Но сопротивление менеджмента “Роснефти” слиянию и темная история с продажей “Юганскнефтегаза” затянули и усложнили все дело. Идеальная схема слияния все не обнаруживалась, а апогеем борьбы в марте 2005 г. стали противоположные заявления глав “Газпрома” и “Роснефти” и последовавшие опровержения опровержений. Последняя схема – вместо слияния скупка акций “Газпрома” за $7,2 млрд бюджетных денег – выглядит крайне дорогостоящим для государства компромиссом после ожесточенных боев.

Пока складываются два центра финансовой и политической силы – “Роснефть” с “Юганскнефтегазом”, которые добывают теперь столько же нефти, сколько ТНК-ВР (по итогам четырех месяцев 2005 г.), и “Газпром”, у которого, в свою очередь, появляются средства на покупку иных нефтяных активов. А ведь до выборов еще больше двух лет, и можно лишь гадать, сколько еще появится таких центров – непрозрачных госкомпаний, служащих копилками для различных групп. Так что борьба на президентских выборах 2008 г. обещает быть жаркой, вот только идти она будет не на избирательных участках в день выборов и обойдется нам всем очень дорого. Гораздо дороже выборной сметы Центризбиркома.