От редакции: Жертвуем на бизнес

Разговоры о социальной ответственности бизнеса популярны не только в России, но и во всем мире. Какой же пример нам подают развитые страны?

Лопнувший пузырь на рынке акций интернет-компаний и корпоративные скандалы заставили западный бизнес искать пути общественной реабилитации. Наиболее популярным оказался путь, предложенный связанными с ООН организациями, борющимися за “устойчивое развитие в XXI веке”, в первую очередь расположенной в Амстердаме Global Reporting Initiative (GRI).

Разработанные в 2002 г. в GRI принципы социальной отчетности легли в основу вышедшего вчера первого в истории социального отчета одной из старейших американских компаний – General Electric (GE). Ранее о своем следовании принципам GRI заявляли Bayer, BT Group, BASF, ABB, Ford, General Motors, Microsoft, McDonald’s.

Толстый отчет GE – 78 страниц с картинками, графиками и таблицами – описывает достижения компании в области прав человека, корпоративного управления, защиты окружающей среды, филантропии, условий труда. “Мы твердо намерены быть хорошим гражданином глобального мира”, – говорит во вступлении глава компании Джеффри Иммельт.

Возникает вопрос, должна ли компания заботиться, например, о том, чтобы ее поставщики соблюдали высокую мораль ради блага общества или ради повышения конкурентоспособности своей продукции, то есть роста выручки?

“Если следовать теории Адама Смита, общее благосостояние общества повышается быстрее благодаря преследованию людьми личных интересов, а не общественных, – спорит с GE журналист американской The Wall Street Journal Алан Мюррей. – В XX веке эта теория была блестяще доказана, поскольку “социально ответственные” правительства преуспели гораздо меньше в борьбе с бедностью, чем ищущий прибылей бизнес”.

Туманные бюрократические фразы, так же как и статистика снижения несчастных случаев, естественно, никак не могут повредить GE. Но чем они ей помогают? Компания должна зарабатывать деньги. А филантропией могут заниматься ее акционеры. Конечно, прочитав о выделении GE пострадавшим от цунами $20 млн (деньгами, товарами и услугами), кто-нибудь в следующий раз купит в магазине лампочку именно этой компании. Но может быть проще перечислить деньги в один из благотворительных фондов?