От редакции: Прозрачность
Чиновники ФНС опять не уследили за налоговой тайной. Очередная база данных с доходами москвичей – теперь за 2003 г. – поступила в широкую продажу. Узнать о том, где живут и сколько получают Владимир Путин, Герман Греф или, например, Геннадий Букаев, а также несколько миллионов их сограждан, можно за $50–200 – столько за базу просят на черном рынке.
Публиковать информацию о доходах частных лиц запрещено законом, поэтому остановимся на чиновниках. Президент Владимир Путин, проживавший в 2003 г. по адресу: ул. Академика Зелинского, д. 6, кв. 84, заработал за год 1 634 700 руб. Министр экономического развития Герман Греф, оказавшийся соседом министра по налогам и сборам Геннадия Букаева (оба живут на ул. М. Бронной, д. 18, корп. 1), – 543 533 руб. Букаев чуть больше – 878 613, а вице-спикер Госдумы Любовь Слиска – 486 681 руб. Никто из них не пользовался при этом никакими серьезными налоговыми вычетами (например, на покупку квартиры или обучение детей).
База удобна в обращении – с помощью функции поиска можно, например, составить список самых богатых москвичей, которые заработали за год больше заданной суммы, посмотреть их адреса, паспортные данные и данные о работодателе. Узнать зарплату соседа, коллеги или начальника – это самое безобидное, что можно сделать за упомянутые $50. База может стать настоящей находкой для компаний, практикующих прямой маркетинг. Из миллионов потенциальных потребителей можно формировать пулы в зависимости от величины доходов и слать им именные рекламные предложения прямо в домашний почтовый ящик.
О том, что может случиться, если информация о чужом богатстве попадет в руки злоумышленников, не хочется даже думать.
Данные о доходах граждан утекают из ФНС не первый год, но ни найти виновных, ни прекратить порочную практику чиновники не в силах, что никого, в общем, не удивляет. Удивляет другое: продемонстрировав обществу клиническую неспособность исполнять закон (который обязывает хранить налоговую тайну, чтобы, кроме всего прочего, уберечь честных налогоплательщиков от угрозы похищений, вымогательства), чиновники проявляют неподдельный интерес и к новым секретам.
Сейчас в правительстве обсуждаются поправки в первую часть НК, ужесточающие контроль за использованием трансфертных цен. Чтобы обосновать правильность собственной ценовой политики, компаниям по новым правилам придется слать в инспекции тонны документации, содержащей коммерческую тайну, например изложение собственной рыночной стратегии. Разбирая дела о налоговой минимизации, российские суды уже используют так называемую доктрину деловой цели. И чтобы доказать инспектору, что сделка имела своей целью не только уменьшение налоговых платежей, нужно будет посвящать его во все особенности собственного бизнеса, которые опять же могут быть крайне любопытны конкуренту. Где гарантия, что инспектор не распорядится полученными знаниями по своему усмотрению? Если за раскрытие секретов нескольких миллионов граждан не отвечает никто, то кто ответит за коммерческую тайну какой-нибудь отдельно взятой компании?