Угодить всем

Прозвучавшее на этой неделе заявление замминистра информационных технологий и связи Бориса Антонюка о том, что с 1 июля абоненты стационарных телефонов, звоня на сотовые, будут платить за разговор по междугородним тарифам, не понравилось обеим заинтересованным сторонам – и сотовым, и проводным операторам связи. О том, что система “платит звонящий” может быть введена с 1 июля, стало известно еще в начале весны, когда Мининформсвязи утвердило новые правила взаимодействия сетей связи. Тем не менее, как оказалось, к введению новой системы рынок не готов.

Простая логика подсказывает, что одна услуга не может быть оплачена дважды. Это означает, что сотовые операторы должны в одночасье изменить существенную часть своих тарифов, предполагающих оплату входящих звонков. Даже если не принимать во внимание неизбежные технические проблемы, очевидно, что работать в убыток мобильные операторы не будут и согласятся на изменение тарифных планов, только если операторы фиксированной связи с ними поделятся. Однако, судя по прозвучавшему на днях заявлению “Связьинвеста”, традиционные операторы не только не представляют себе механизма дележа, но и попросту не знают, как брать деньги за подобные звонки с абонентов. “На эту категорию звонков не существует тарифов. Отсутствуют даже правила тарификации таких звонков”, – говорится в заявлении.

На первый взгляд реакция странная. Правительство пытается механически перераспределить доходы в связной отрасли, отобрав часть платы за звонки у сотовых операторов и отдав традиционным. Аналитики уже подсчитали, что это принесет фиксированным операторам дополнительно несколько сотен миллионов долларов в год. Казалось бы, “Связьинвест” должен только радоваться, а не возмущаться.

Трудно отделаться от мысли, что вопрос о тарификации звонков со стационарных на сотовые телефоны связан c ожидаемой, но все время откладывающейся приватизацией “Связьинвеста”. Увеличение доходов холдинга приведет к росту его стоимости, что должно понравиться государству, но вряд ли порадует потенциальных покупателей. Создается впечатление, что Мининформсвязи пытается угодить и продавцу, и будущим покупателям “Связьинвеста”. Решив ввести систему “платит звонящий”, министерство обещает государству дополнительные поступления в момент продажи холдинга. А объявляя явно завышенную цену звонка, министерство поднимает бурю недовольства среди участников рынка и регуляторов, давая понять, что с 1 июля нововведение в силу не вступит, – это можно расценивать как реверанс в сторону будущих покупателей холдинга.