От редакции: Газоконцентрация

В укрупнении “Газпром-Медиа” – скоро в холдинг войдет газета “Известия” – можно видеть только политическую логику, углубляться в которую неинтересно. А можно смотреть на это как на часть мирового процесса концентрации медиасобственности.

И тогда “Газпром-Медиа” еще много предстоит пройти. Группа с ее $400 млн продаж, будучи самой большой в России, уступает по размеру мировым аналогам. Их масштабы трудно себе даже представить. Выручка Time Warner (в частности, включает CNN), например, в сто раз больше, чем у российского лидера.

Лучше подходит для сравнения холдинг Lagardere, поскольку он совмещает и “жесткую” и “мягкую” собственность. Французам принадлежит и 15%-ная доля в аэрокосмической компании EADS, и глянцевые журналы, входящие в группу Hachette Filipacchi. Есть еще телеканалы, издательства и Интернет: медиабизнес для Lagardere – это очень серьезно, он приносит около $10 млрд в год, более 60% дохода. То есть больше, чем ракеты, самолеты и спутники. Трудно определить, какие здесь более профильные активы, а какие менее.

У компании General Electric, которая помимо прочего выпускает авиационные двигатели и атомные реакторы, тоже есть в собственности средства массовой информации – конгломерат NBC. Хотя он и несравним по размеру с основным бизнесом, это тоже огромная компания с выручкой почти $7 млрд.

Огромные холдинги – результат укрупнения, особенно очевидного в США. Если в начале 80-х гг. львиную долю медиаактивов контролировали 50 компаний, то сейчас почти все делят между собой пять холдингов.

Чтобы совсем уже стать похожим на мировых лидеров – если не размерами, то структурой, – “Газпром-Медиа” понадобятся еще команды в нескольких игровых видах спорта, театры, продюсерские фирмы, выпускающие мюзиклы. Если, конечно, считать, что самому монополисту все это так же важно, как профильный бизнес по газификации страны и экспорту газа.

Проблема конфликта интересов, возникающая у промышленной компании, владеющей медиаресурсом, очевидна. Такие собственники, как General Electric или Lagardere, среди мировых лидеров рынка СМИ все-таки в меньшинстве. Обычно телеканалы и пресса принадлежат издательским холдингам. С одной стороны, рынок заставляет компании скупать СМИ одно за другим. С другой стороны, он же до некоторой степени смягчает конфликты, поскольку промышленникам приходится конкурировать с компаниями, для которых телевидение и издательская деятельность – основной бизнес. В случае “Газпром-Медиа” для стремительной концентрации с трудом приходится подыскивать экономические причины.