Вершки и корешки

Еще несколько лет назад умы российских изобретателей, а также немногочисленных венчурных инвесторов работали в основном в экспортном направлении. В последние два года ситуация поменялась. Теперь изобретатели все чаще задумываются о применении своих разработок в российском реальном секторе. Дело в том, что громогласно объявленные зарубежные фонды на десятки миллионов долларов с начала года не анонсировали ни одной громкой сделки в России, тогда как российский бизнес, почувствовав обострение конкуренции, начал предъявлять серьезный инновационный спрос.

Об этом свидетельствуют, в частности, объявленные вчера результаты ежегодного конкурса русских инноваций, проводимого журналом “Эксперт” при участии АФК “Система”. В этом году большинство проектов-победителей ориентированы главным образом на российскую промышленность и сельское хозяйство.

Гран-при конкурса получил проект ученых Института биологического приборостроения РАН и Института теоретической и экспериментальной биофизики РАН. Изобретатели придумали, как заработать по $20 000 с каждой тонны отходов лиственницы. Сейчас пеньки и корни этого дерева, распространенного в Сибири, Якутии, Забайкалье и на Дальнем Востоке, оставляют в лесу за ненадобностью. Однако из этих отходов можно извлекать ценные вещества – в первую очередь, дигидрокверцетин (ДГК, или витамин Р), широко использующийся в пищевой промышленности – как биологически активная добавка, ингредиент для фармацевтических препаратов, консервант для пищевых продуктов, антиокислитель для косметической продукции и т. п. На мировом рынке 1 г этого вещества в зависимости от степени чистоты может стоить от $200 до $1600. Высокая цена объясняется тем, что его добывают из ценных пород растений – реликтовой канадской сосны, африканской акации, виноградных косточек и лепестков некоторых видов роз. Себестоимость же грамма ДГК, полученного по новой российской технологии, всего 5 центов.

По расчетам ученых, затраты на создание производства по переработке лиственницы мощностью 500 т в год окупятся в течение двух лет. Сегодня потребность России в ДГК составляет 5000 т, но потенциальная потребность может составить сотни тысяч тонн, если появятся производства по выпуску дешевого вещества. Природный ДГК сможет заменить те химические вещества и соединения, которые сейчас используются во многих отраслях промышленности – пищевой, парфюмерно-косметической, ликероводочной, лакокрасочной и в животноводстве.