Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1395 от 24.06.2005 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Дорогие адвокаты

От редакции: Дорогие адвокаты

Адвокаты из Общества пострадавших вкладчиков Альфа-банка со страниц газет призывают граждан объявить банкирам судебную войну. Поводом к ней они считают кризис 2004 г., когда банк ввел 10%-ную комиссию за досрочное изъятие вклада, которую впоследствии добровольно вернул клиентам. Теперь адвокаты предлагают взыскать с банкиров упущенную выгоду, проценты за пользование чужими деньгами и компенсацию морального вреда.

Стремление любой общественной организации оказать квалифицированную юридическую помощь потребителям (в данном случае банковских услуг) можно только приветствовать. Но что-то во всей этой истории сильно смущает – то ли тот факт, что заказчики газетной рекламы утверждали, что их общество создано при поддержке Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), где о борцах с Альфа-банком ничего не слышали, то ли выбор потенциального ответчика. В истории с 10%-ной комиссией “Альфа”, может быть, и выступает в роли злодея, но злодея все-таки раскаявшегося – ни один его вкладчик свои деньги не потерял.

А где, например, предложения защитить интересы тех, кто лишился в начале 1990-х своих накоплений в Сбербанке? Где их защитники, которые обращались бы к вкладчикам со страниц газет с обещаниями возместить моральный и материальный вред в суде?

В декабре 2003 г. адвокаты из фирмы “Юридическая консультация” – тоже при помощи газетной рекламы – обратились к миллионам абонентов “ВымпелКома” с призывом подавать в суд на оператора, который оказывал услуги связи по лицензии дочернего предприятия. Но как бюрократическая проблема с лицензиями могла повлиять на качество связи и какие моральные страдания мог испытать абонент, узнав, что лицензия его оператора на самом деле висит на балансе его же “дочки”, адвокаты не объясняли.

Коллективные иски становятся инструментом корпоративных войн, и это мало способствует реальной защите прав потребителей. Прочитав объявление о подготовке очередного иска к какой-нибудь богатой компании, совсем не стоит торопиться с выводом, что с правами потребителей в России дела обстоят благополучно.

В КонфОП жалуются на проблему возмещения расходов на услуги адвокатов. Защита собственных прав – дело дорогостоящее и по карману далеко не каждому. По закону расходы на адвокатов можно взыскать с проигравшей стороны, но суды крайне редко признают их в полном размере. Член правления КонфОП, адвокат Диана Сорк рассказывает, что по итогам тяжбы, длившейся 2,5 года и потребовавшей 35 судебных заседаний, ее клиенту возместили только 2000 руб. Суммы морального вреда, присуждаемые гражданам, тоже малы. Об этом, в частности, свидетельствует опыт решений по делу “Трансвааля”.

Кстати, крупные американские корпорации, регулярно преследуемые потребителями, уже добились некоторых законодательных ограничений. В 2004 г конгресс США принял так называемый билль о чизбургерах, который запрещает судебное преследование производителей и продавцов продуктов питания и безалкогольных напитков со стороны граждан, страдающих ожирением. Сейчас лоббисты крупных компаний пытаются ограничить возможность подавать коллективные иски, которые могут рассматриваться как корпоративный шантаж. Идею борьбы за права потребителей легко дискредитировать, и, прежде чем это произойдет в России, хотелось бы добиться в ней успехов.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать