От редакции: Делатели искусств

Общественные деятели, бесспорно, правы в одном. Российская судебная система действительно серьезным образом дискредитируется, и именно в связи с делом “ЮКОСа”. Но только не “голосами сомневающихся”, а, наоборот, голосами совершенно несомневающихся. Телеведущий Михаил Леонтьев, не раз выступавший общественным защитником государства в этом деле, нисколько не сомневается в том, что дело “ЮКОСа” было политическим.

В эфире различных СМИ он не раз говорил о том, что на самом деле Ходорковского судили не за уклонение от уплаты налогов, а за попытку “купить власть”. Государство в ответ было вынуждено применить имеющееся у него право “легального насилия”. Доказать степень вины Ходорковского, равно как и кого-то другого, наша прокуратура, по словам Леонтьева, не способна, но Аль Капоне тоже попал в тюрьму не за неуплату налогов, а за то, что терроризировал весь Чикаго. Просто доказать последнее было нереально. Публичное заявление помощника президента Игоря Шувалова о том, что процесс “ЮКОСа” был показательным, тоже не прибавляет российской судебной системе респектабельности. Как, впрочем, и слова советника президента Андрея Илларионова, назвавшего этот процесс “аферой года”.

От Мещанского до Страшного суда есть еще довольно много инстанций, включая суд Московский, Верховный и пр. – справедливо отметил в свое время уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Приговора Михаилу Ходорковскому, вступившего в законную силу, пока не существует, но мастеров искусств и спорта это нисколько не смущает. Или их слова о верховенстве закона нужно понимать в том смысле, что оправдать Ходорковского может только суд, а обвинять – все кому не лень, включая гимнастку Алину Кабаеву или модельера Валентина Юдашкина?

Коллективное письмо деятелей культуры – это почтенный жанр, хорошо отшлифованный за советские годы. Обитатели просторных квартир в сталинских высотках ревниво следили за тем, чтобы очередная кляуза не вышла без их подписи.

А то если вышло письмо в газете “Правда”, клеймящее Сахарова или Пастернака, а подписи такого-то академика под ним нет, то плохо тому академику. Вполне может быть, что он уже в опале.

Так что поведение заслуженных деятелей наук и искусств советского времени, особенно самых страшных лет, по-человечески глубоко понятно. Отказ поставить свое имя мог дорого стоить неподписанту. В наше время совершенно непонятно, кто и что заставляет деятелей культуры ставить свои имена под такими текстами.

Проблему доверия к судебной системе открытыми письмами космонавтов и балерин не решить. Чтобы граждане уважали правосудие, прокуроры должны уметь доказывать вину, а судьи – слушать и слышать аргументы обеих сторон. Кстати, доверие к другим ветвям власти тоже нуждается в серьезной реабилитации. Тот же Михаил Леонтьев утверждает, например, что, кроме всего прочего, Ходорковского пришлось посадить в тюрьму для того, чтобы он не продал компанию “ЮКОС” вместе со стратегическими нефтяными запасами иностранцам, т. е. потенциальному противнику. Но в “правовом обществе” на этот случай существует, например, Федеральная антимонопольная служба, которая может одобрить или запретить любую крупную сделку. Вот, например, совсем недавно не дали Владимиру Потанину продать “Силовые машины” немецкому концерну Siemens. Причем очень культурно, без всякой “Матросской тишины”. Получается, что антимонопольные органы способны хорошо делать свою работу только через раз, что не может, конечно, не дискредитировать исполнительную власть. А значит, балеринам и модельерам нужно срочно писать открытые письма в защиту отдельных министерств и ведомств.