От редакции: Региональный фокус

Впервые за долгие годы появились признаки того, что государство готово к содержательной региональной политике. То есть к чему-то большему, чем размазывание федеральных денег тонким слоем по стране. Важнейшее отличие предложенной ведомством Владимира Яковлева концепции развития – системный подход и понятная привязка к бюджетному финансированию.

Ядро предлагаемой Министерством регионального развития идеи состоит в том, чтобы сконцентрировать инвестиционное финансирование на нескольких регионах-лидерах, развитых более остальных и/или имеющих высокий потенциал. Простая концентрация финансирования, даже без его увеличения, на регионах, где отдача от инвестиций будет максимальной, способна обеспечить существенный эффект.

По целевому назначению большая часть средств – это бюджетные трансферты для выравнивания доходов региональных бюджетов и компенсация затрат на федеральные мандаты (в бюджете-2005 на это выделено 274,6 млрд руб.). Этой, социальной, части помощи регионам предложения ведомства Владимира Яковлева не касаются. Они направлены на инвестиционное финансирование регионов, представленное федеральными целевыми программами – в текущем бюджете это 54,8 млрд руб.

ФЦП в своем нынешнем состоянии не обеспечивают должной эффективности расходования средств и контроля за ними, “это кормушка”, как выразился один эксперт. Ухудшает все дело то обстоятельство, что средства, и так не слишком большие, размываются среди множества регионов. А программы, в рамках которых они расходуются, не скоординированы между собой.

Поэтому поможет даже простая систематизация существующих расходов. Например, региональная администрация и инвесторы готовы вложить средства в построение современного транспортного узла на базе аэропорта Красноярска. Для этого необходима реконструкция взлетно-посадочной полосы, профинансировать которую по закону не может никто, кроме государства. Так, госинвестиции, которые и так пришлось бы делать рано или поздно, скоординированные с регионом и бизнесом, могут заметно подстегнуть развитие региона уже сейчас.

Для максимального эффекта ресурсы надо концентрировать на нескольких по-настоящему перспективных региональных проектах. И значит, отбор должен быть конкурсным, с публичными критериями выбора, параметрами проектов и отборочной комиссией, в основном состоящей из независимых экспертов. Главное опасение по поводу концепции связано не с самой идеей, а с ее реализацией. Неэффективный и нереформированный госаппарат и здесь может стать тормозом.